Урок 2. Достоинства совершения Хаджа и Умры
Перечислим достоинства хаджа и умры, упомянутые в достоверных хадисах посланника Аллаха ﷺ:
1. Хадж и Умра являются причиной искупления грехов и попадания в Рай.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Совершение каждой последующей умры после предыдущей служит искуплением совершённых между ними грехов, что же касается безупречного хаджа, то нет за него иного воздаяния, кроме Рая» (аль-Бухари 1773, Муслим 3289 со слов Абу-Хурайры).
Под искуплением совершённых грехов в хадисе имеются в виду малые грехи. Что касается больших грехов, то для их искупления необходимо покаяние.
2. Хадж и Умра стирают грехи и избавляют от бедности
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Чередуйте совершение хаджа и умры, ибо, поистине, они удаляют бедность и грехи подобно тому, как кузнечные меха удаляют шлаки с железа, золота и серебра, а за безупречный хадж нет иной награды, кроме Рая» (передали ат-Тирмизи 810, ан-Насаи 2631 и Ибн Хузайма 2512 со слов Ибн Мас’уда).
3. Хадж и Умра для женщин и слабых людей являются джихад на пути Аллаха.
Передают со слов матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) она сказала:
«О посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом джихад, так не принять ли нам в нём участие?» Пророк ﷺ сказал: «Нет! Наилучшим джихадом для вас является безупречный хадж»
Также сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «О посланник Аллаха, есть ли на женщинах обязанность совершать джихад?» Пророк ﷺ ответил: «На них обязанность совершать джихад в котором нет сражения, а это хадж и умра» (ибн Маджа 2901 и ибн Хузейма в с своем сахихе, 3074).
4. Совершение Хаджа является одним из наилучших дел
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды Посланника Аллаха ﷺ спросили:
«Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». Его спросили: «А после этого?» Он ответил: «Джихад на пути Аллаха». Его снова спросили: «А после этого?» Он ответил: «Безупречный хадж» (аль-Бухари 26, Муслим 248).
В данном хадисе джихад по порядку перечислен раньше хаджа. Таким образом для сильных людей сражение на пути Аллаха лучше чем хадж. Что же касается женщин и слабых людей, то для них лучшим является совершение хаджа, как на это указывают предыдущие хадисы.
5. Совершивший Хадж возвращается домой как новорожденный, чистый от грехов.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как пророк ﷺ сказал: «Тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда родила его мать» (аль-Бухари 1521, Муслим 3291).
6. Хадж уничтожает все что было прежде
Сообщается, что Пророк ﷺ сказал ’Амру ибн аль-’Асу, да будет доволен им Аллах: «Разве тебе не известно, что Ислам уничтожает всё, что было прежде, и хиджра уничтожает всё, что было прежде, и хадж уничтожает всё, что было прежде?» (Муслим, 121).
7. Хадж совершали и другие пророки
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В мечети аль-Хайф совершило намаз 70 пророков» (хадис привел ат-Табарани, шейх аль-Альбани (рахимахуллах) назвал хадис хорошим).
Хадж — поклонение, которое издревле совершало много пророков и общин. После того как пророк Ибрахим (мир ему) по приказу Аллаха призвал людей совершать хадж, Аллах сделал так, что люди услышали призыв Ибрахима и ответили на его призыв. И паломничество к Дому Аллаха совершил пророк Ибрахим (мир ему) и множество пророков и общин после него.
Данный хадис указывает на то, что эти 70 пророков совершили хадж, ведь намаз в мечети аль-Хайф совершается только во время Хаджа (когда паломники находятся в Мине). И пророки Муса и Юнус (мир им) совершали хадж, а также пророк Иса (мир ему) совершит хадж после снисхождения перед Судным Днем.