Урок 12. Микаты. Места для вхождения в состояние ихрама для Хаджа и Умры

Микатом называется место или время, сделанное границей для поклонения.

Примером миката времени (микат аз-Замани) являются слова Всевышнего: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (Ан-Ниса, 103). В данном аяте речь идет о микате времени (مَّوْقُوتًا маукута, “в определенное время”).

У хаджа также есть микаты: временной микат (микат аз-Замани) и микат места (микат аль-Макани).
Что касается умры, у нее есть только микат места (микат аль-Макани) и нет миката времени, т.к. умра не имеет временных границ для выполнения, ее можно совершать в течение всего года, и это является одним из отличий между хаджем и умрой.

В данном уроке мы подробно разберем микаты места


Микаты места – это специальные места, проходя через которые или пересекая их границы (проходя мимо них) человеку, желающему совершить хадж или умру, обязательно нужно войти в состояние ихрама (сделать намерение вхождения в обряды хаджа и умры, и начать сторониться махзуратов ихрама).

Ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В качестве миката для жителей Медины пророк ﷺ определил зуль-Хулейфу, для жителей Шама — аль-Джухфу, для жителей Неджда — Карн аль-Маназиль, а для жителей Йемена — Ялямлям, затем посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вышеупомянутые микаты предназначены для тех, кто живёт в этих местах, и для людей не из числа их жителей, проезжающих через них с целью совершения хаджа или умры. Те же, кто живёт ближе к Мекке (между микатом и Меккой), входят в ихрам где они живут, а жители Мекки входят в ихрам в Мекке» (аль-Бухари, 1524; Муслим, 2803).

В данном хадисе перечислены 4 миката.
Микатов всего 5:
1. Зуль-Хулейфа – микат, расположенный в 11 км от мечети пророка ﷺ в Медине. Название “Хулейфа”, уменьшительное от “хальфа” – растение, широко распространенное в данной местности.

В настоящее время данное место называется Абьяр ‘Али (колодцы ‘Али), в честь мужчины по имени ‘Али, который когда-то выкопал в данном месте колодцы и обеспечил водой всю округу (в те времена это считалось великим делом), а не в честь ‘Али ибн абу-Талиба, да будет доволен им Аллах, как ошибочно считают некоторые, думая что ‘Али ибн абу-Талиб убил в данном месте джинна. Однако это является ложью, не имеющей никакой основы!

В настоящее время, по причине расширения территории Медины, зуль-Хулейфа стала частью Медины. Поэтому не дозволено жителям Медины выезжающим в путь сокращать намаз в зуль-Хулейфе. Да! Посланник Аллаха ﷺ сокращал намаз в зуль-Хулейфе, однако в его время Медина и зуль-Хулейфа были отдельными населенными пунктами и границы территории Медины не выходили за сегодняшние границы мечети пророка ﷺ.

Также микат зуль-Хулейфа является границей территории харам Медины, все что после миката находится за территорией харама. И в этом большая мудрость и почет для жителей Медины, а также для тех, кто входит в состояние ихрама на этом микате, ведь они находятся на территории харама Медины, затем входят в состояние ихрама на микате и продолжают быть в состоянии ихрама (харама), а прибыв в Мекку, они входят в территорию аль-Харама Мекки.

2. Аль-Джухфа (“снесенный потоком”, т.е. размытый селевыми потоками) – поселение возле Рабига, расположенное на расстоянии примерно 200 км от Мекки.
Данное поселение является микатом для жителей Шама, Египта, Марокко и других стран, прибывающих в Мекку с данного направления. В наше время микат аль-Джухфа разрушен, поэтому люди входят в состояние ихрама немного раньше миката, в Рабиге – поселение расположенном до Джухфы и немного дальше от Мекки, и в этом нет проблем, т.к. причиной вхождения в ихрам до миката является нужда.

3. Карн аль-Маназиль. Расположен примерно в 80 км от Мекки, хотя раньше, когда еще не были построены современные дороги, протяженность пути от этого миката до Мекки составляла примерно 94 км. Данный микат является ближайшим к Мекке. В наше время данный микат носит название ас-Сайль аль-Кабир.

4. Ялямлям. Современное название миката ас-Са’дия, расположен от Мекки на расстоянии примерно 104 км.

5. Зату ‘Ирк. Данный микат находится в 100 км от Мекки, он предназначен для жителей Ирака. Свое название он получил из-за маленькой горы, которая находится в данном месте (арабы называют маленькую гору «’Ирк»). Современное название данного места ад-Дариба.

Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Когда были открыты Куфа и Басра, к ‘Умару пришли с вопросом: „О повелитель правоверных, воистину, посланник Аллаха ﷺ определил жителям Неджда Карн (Карн аль-Маназиль), но он находится в стороне от нашего пути (то есть от пути жителей Куфы и Басры), и нам затруднительно ехать через Карн“. Он ответил: „Посмотрите то, что параллельно ему на вашем пути“ и определил для них Зату ‘Ирк» (Сахих аль-Бухари 1531).

Из данного хадиса видно, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, определил микат Зату ‘Ирк на основе своего иджтихада. Однако ‘Умар, да будет доволен им Аллах, не знал что данный микат установил сам посланник Аллаха ﷺ, когда еще эти земли не были открыты мусульманами:

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха ﷺ установил для жителей Ирака микат зату-‘Ирк» (Абу Дауд 1739, шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным)


Ученые разделяют людей вступающих в состояние ихрама на 3 категории:
1. Проживающие за пределами микатов (Афакый)

Для них является обязательным входить в состояние ихрама на микате, который они пересекают.

2. Проживающие между микатами и границей аль-Харама (Ахлюль-Хиль)

Жители территории между микатом и аль-Харамом (данная территория называется аль-Хиль) согласно мнению большинства ученых входят в состояние ихрама из своих домов и населенных пунктов, ведь посланник Аллаха ﷺ сказал: «Те же, кто живёт ближе к Мекке (между микатом и Меккой), входят в ихрам где они живут» (данный хадис приведен выше).

3. Проживающие на территории аль-Харама (Ахлюль-Харам)
Для совершения хаджа данная категория паломников, проживающая на территории Мекки (аль-Харам), входит в состояние ихрама из своих домов в Мекке, т.к. посланник Аллаха ﷺ сказал: «А жители Мекки входят в ихрам в Мекке» (данный хадис приведен выше).

Для совершения умры жителям Мекки (а также тем кто находится в Мекке) необходимо выйти за территорию аль-Харам (на территорию аль-Хиля) и войти там в состояние ихрама, т.к посланник Аллах ﷺ приказал ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, выйти в Тан’им (ближайшее место к Мекке на территории аль-Хиль) для вхождения в состояние ихрама для умры (аль-Бухари 1762; Муслим 2910), и если бы можно было входить в состояние ихрама для умры в Мекке, посланник Аллаха ﷺ не приказал бы ‘Аише отправляться на территорию аль-Хиля!

Ученые говорят, что мудрость в выходе за пределы Мекки (на территорию аль-Хиль) для вхождения в состояние ихрама для совершения умры в том, что в состоянии ихрама объединяются нахождение как в аль-Хараме, так и в аль-Хиле.

По этой же причине, жители Мекки для совершения хаджа входят в состояние ихрама в Мекке (в аль-Хараме), а затем выходят в аль-Хиль во время обрядов хаджа (‘Арафат является территорией аль-Хиль), объединяя в состоянии ихрама между нахождением в аль-Хараме и аль-Хиле.


Различные вопросы
Если путь паломника проходит мимо миката
Паломники, направляющие в Мекку и проходящие мимо микатов наземным, воздушным или морским путем, должны входить в ихрам в месте, параллельном ближайшему Микату, т.к. ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал тем, кто проезжал мимо миката Карн аль-Маназиль: «Посмотрите то, что параллельно ему на вашем пути“ и определил для них Зату ‘Ирк» (Сахих аль-Бухари 1531). И никто не противоречил в этом ‘Умару, поэтому это считается единогласным мнением!


Можно ли входить в состояние ихрама до миката?
Тот, кто вошел в состояние ихрама до миката, его ихрам действителен, однако это макрух (нежелательное действие).
Сказал ибн аль-Мунзир: «Тот кто вошел в состояние ихрама до миката, тот является вошедшим в состояние ихрама (т.е. его вхождение действительно)» (аль-Иджма’, стр. 54)


Пересечение микатов, не желая совершения хаджа и умры
Если человек проезжает через микаты или мимо них, но не едет в Мекку с целью совершения хаджа или умры, то он не обязан входить в состояние ихрама, как об этом сказано в хадисе посланника Аллаха ﷺ : «… проезжающих через них с целью совершения хаджа или умры» (аль-Бухари, 1524; Муслим, 2803).


Прохождение миката, с целью войти в состояние ихрама на другом микате
1) Если микат на котором паломник хочет войти в ихрам дальше от Мекки, чем его первоначальный микат:

Например, житель Йемена, проходящий через микат Ялямлям, желает сначала отправиться в Медину, или человек, который прилетел в Джидду и желает сначала посетить мечеть пророка ﷺ. Войдя в ихрам на микате зуль-Хулейфа, на них нет ничего за прохождение первоначального миката без вхождения в ихрам.

2) Если микат на котором паломник хочет войти в ихрам ближе к Мекке, чем его первоначальный микат:

Например, если житель Медины желает совершить хадж, но не хочет входить в ихрам в зуль-Хулейфе, а желает отправиться в Таиф и войти в ихрам на микате Карн аль-Маназиль. В таком случае, это запрещено! Ему нельзя менять микат который дальше от Мекки на тот, который ближе к Мекке, т.к. посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вышеупомянутые микаты предназначены для тех, кто живёт в этих местах, и для людей не из числа их жителей, проезжающих через них с целью совершения хаджа или умры» (данный хадис был приведен выше).


Если паломник вошел в ихрам на микате, а затем после приземления в Джидде его группе было приказано отправиться в Медину
Например, паломники летели в Джидду и думали что скоро совершат умру и вошли в состояние ихрама в самолете, но после приземления стало известно, что они сначала отправятся в Медину, а затем в Мекку и им было приказано поехать в Медину. В таком случае они остаются в состоянии ихрама, ведь вошедшему в состояние ихрама для выполнения обрядов хаджа и умры не дозволено выходить из него, не завершив обряды, т.к. Аллах Всевышний сказал: И завершайте хадж и умру (только) ради Аллаха (аль-Бакара, 196).

Однако если паломнику стало сильно затруднительно находиться в Медине и оставаться в состоянии ихрама, то:
1) Если он обусловил при вхождении в ихрам, что если его что-либо задержит, то он выйдет из состояния ихрама, в таком случае ему дозволено выйти из состояния ихрама, и нет на нем никакого обязательства.

2) Если он не обусловил выход из ихрама, и испытывает затруднения, например ему очень холодно в Медине и он нуждается в том, чтобы прикрыть голову или одеть одежду, тогда ему дозволяется намеренно нарушить данные махзураты (покрыть голову, одев головной убор и одеть обычную одежду), не нарушая при этом другие, и нет на нем греха. Однако на нем обязанность искупления за каждый из нарушенных махзуратов (за каждый махзурат накормить 6 бедняков, либо поститься 3 дня, либо принести в жертву барана).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Похожие новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *