Урок 22. Запрет заключения брака (никях) в состоянии ихрама
Рассмотрим 7-й махзурат ихрама – Заключение брака (никях)
По мнению большинства ученых, в состоянии ихрама запрещены:
1) Никях мужчины и женщины, оба из которых находятся в состоянии ихрама
2) Никях мужчины который не в ихраме на женщине, которая в состоянии ихрама
3) Никях мужчины, который в состоянии ихрама на женщине, которая не в состоянии ихрама
4) Опекуну (уали), находящемуся в ихраме, выдавать замуж
5) Сватовство
Передают со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не вступает в брак паломник в состоянии ихрама, и не выдает замуж и не сватается» (Муслим 3446)
Кто-то может сказать, что в достоверном хадисе от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что «Пророк ﷺ женился на Маймуне, когда находился в ихраме» (аль-Бухари, Муслим)
Ученые отвечают на это следующим образом:
1) Если это действительно так, то это является особенностью пророка ﷺ, ведь он ﷺ отличался от остальных мусульман в вопросах брачных отношений: например ему было дозволено иметь больше четырех жен, или жениться без махра.
2) Передается от самой же Маймуны, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха ﷺ женился на ней, не находясь в состоянии ихрама (Муслим)
Что же касается хадиса ибн ‘Аббаса, то он не знал о том, что посланник Аллаха ﷺ к тому времени уже освободился от ихрама и предположил, что он ﷺ все еще находился в ихраме.
Если несмотря на запрет, брак все же был заключен, то он является недействительным, т.к. посланник ﷺ запретил никях в состоянии ихрама.
Также сообщается что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, расторг брак мужчины, который женился, будучи в состоянии ихрама.
Также сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не вступает в брак паломник в состоянии ихрама, а если он заключил брак, его брак расторгается!» (аль-Байхакы, шейх аль-Альбани подтвердил достоверность)
Поэтому, если никях был заключен в состоянии ихрама, он недействителен. Такой никях называется сомнительным (никях аш-шубха) и является обязательным для супругов заключить никях заново, если они хотят остаться вместе, а до заключения никяха они являются посторонними друг для друга! Если же у них родились дети от сомнительного брака, такие дети являются законными и имеют право носить имя своего законного отца.
За нарушение данного махзурата (заключение брака в состоянии ихрама) нет обязанности искупления, даже если это было сделано умышленно, т.к. не пришло доводов на обязательность искупления!