Урок 10. Ваджибы (обязательные действия) Хаджа и Умры

Ваджибом (обязательным действием) хаджа и умры называется обязательное действие, за выполнение которого паломник получает награду, за его преднамеренное оставление он заслуживает наказания, а также в случае его оставления, на нем обязанность заклания жертвенного животного, мясо которого ему нельзя есть, а необходимо раздать беднякам в Мекке (любым беднякам находящимся в Мекке, не обязательно местным жителям Мекки).

Оставление ваджиба в хадже бывает нескольких видов
1. Оставление по причине абсолютного бессилия и невозможности совершить его.
В данном случае на таком человеке нет ничего за это (нет обязанности жертвоприношения), согласно словам Всевышнего: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (Ат-Та’абун, 16) и согласно словам посланника Аллаха ﷺ: «Если я повелеваю вам что-либо, то совершайте это по мере своих возможностей». Поэтому если стало невозможным выполнение приказа, снимается обязанность.

Например, возвращаясь с ‘Арафата паломник попал в аварию (да сохранит нас Аллах от этого) и получил переломы, его увезли в больницу, и он пропустил обязательные ночевки в Муздалифе и Мине. На таком человеке нет обязанности искупления жертвенным животным, т.к. он оставил эти действия по причине невозможности совершить их, однако ему обязательно необходимо поручить кому-либо кидание камней вместо него, ведь в этом обряде дозволено поручение выполнения вместо себя.

Также, например, если паломники возвращались с ‘Арафата на автобусах, а движение было сильно затруднено по причине очень большого скопления автобусов (невозможно ни пройти ни проехать), и паломники добрались до Муздалифы только после утреннего намаза (пропустили ночь в Муздалифе). На них также нет обязанности жертвоприношения.

2. Преднамеренное оставление для общей пользы паломников.
Например мясники, занятые обрядами жертвоприношения (общая польза для паломников), вынуждены оставлять обязательную ночевку в Мине. Также водители, занятые перевозкой паломников, или пожарники, вынуждены оставлять некоторые обязательные действия для общей пользы хаджиев, на них также нет обязанности жертвоприношения.

Доводом на это является то, что посланник Аллаха ﷺ дозволил ‘Аббасу, занимавшемуся поением паломников, оставить обязательную ночевку в Мине, а также пастухам, пасшим жертвенных животных паломников, оставить ночевку в Мине.

3. Преднамеренное оставление ваджиба (без уважительной причины)
На таком человеке грех, ему необходимо покаяться перед Аллахом, также на нем обязанность жертвоприношения и раздачи мяса беднякам Мекки.

4. Непреднамеренное оставление (по уважительной причине)
Например человек забыл, или сильно устал и ему тяжело было двигаться, и оставил ваджиб. В данном случае на нем нет греха, однако на нем обязанность жертвоприношения, т.к. в данном случае уважительная причина касается лишь его одного (либо польза не является общей)!


Довод на обязательность жертвоприношения оставившему ваджиб
Сказал ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими: «Кто забыл что-то из своего обряда или оставил нарочно, пусть совершит жертвоприношение»(аль-Муватта, 1/419), т.е. упомянул преднамеренное и непреднамеренное оставление ваджиба.

Данные слова ибн ‘Аббас не мог сказать от себя, ведь сподвижники пророка ﷺ боялись Аллаха, чтобы обязывать кого-либо жертвенным животным! Поэтому данные слова восходят к самому посланнику Аллаха ﷺ!


Ваджибы хаджа и умры
Первые 2 ваджиба являются ваджибами как хаджа, так и умры.

1. Ихрам (вхождение в состояние ихрама) с миката (ваджиб хаджа и умры)

Ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В качестве миката для жителей Медины пророк ﷺ определил Зуль-Хулейфу, для жителей Шама — Джухфу, для жителей Неджда — Карн аль-Маназиль, а для жителей Йемена — Ялямлям, затем посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вышеупомянутые микаты предназначены для тех, кто живёт в этих местах, и для людей не из числа их жителей, проезжающих через них с целью совершения хаджа или умры. Те же, кто живёт ближе к Мекке (между микатом и Меккой), входят в ихрам где они живут, а жители Мекки входят в ихрам в Мекке» (аль-Бухари, 1524; Муслим, 2803).

Паломники которые пересекают микат, обязаны войти в состояние ихрама на микате или с того места где находятся, если они проживают между Меккой и микатом.
Тот кто не вошел в состояние ихрама на микате (например ехал в автобусе и проспал микат), ему необходимо вернуться на микат и войти в состояние ихрама на микате. Если он уже не в состоянии вернуться, на нем обязанность жертвоприношения за оставление ваджиба.

Если паломник вошел в состояние ихрама задолго до миката (например дома), то его вхождение в ихрам действительно, однако сунной является входить в состояние ихрама на микате.

Как было упомянуто в хадисе, те кто находятся в Мекке, входят в состояние ихрама для совершения хаджа в Мекке, однако для вхождения в ихрам с целью совершения умры, им необходимо выйти за пределы Мекки (территории аль-Харама), подробнее об этом будет разъяснено в будущих уроках, ин шаа Аллах.


2. Бритье или укорачивание волос (ваджиб хаджа и умры)
Ясным доводом, указывающим на обязательность бритья или укорачивания волос является приказ посланника Аллаха ﷺ сподвижникам в прощальном хадже: «Тот из вас, кто не гнал жертвенных животных, пусть совершит таваф вокруг Дома, са’и между ас-Сафой и аль-Марвой, укоротит волосы и выйдет из состояния ихрама (завершит умру)» (аль-Бухари 1691; Муслим 1227).
Т.е. посланник ﷺ приказал сподвижникам, которые не гнали с собой жертвенных животных из Медины и поэтому совершали хадж Таматту’ (сначала умру, а затем хадж), выйти из состояния ихрама умры путем укорачиванием волос.

Также посланник Аллаха ﷺ сбривал волосы в хадже и сказал: «Берите от меня ваши обряды»


Далее будут перечислены 5 ваджибов относящиеся только к хаджу.
3. Нахождение в ‘Арафате часть ночи (ваджиб хаджа)
Тот кто находился в ‘Арафате днем (после Зухра) и покинул ‘Арафат до захода солнца, тот не выполнил данный ваджиб, т.к. является обязательным находится в ‘Арафате и часть ночи. Поэтому если паломник находился в ‘Арафате днем, затем по нужде покинул ‘Арафат до захода солнца, ему необходимо вернуться ночью, чтобы провести в ‘Арафате хотя бы мгновение ночи, иначе на нем обязанность жертвоприношения за оставление данного ваджиба.

Доводом на это является хадис Джабира, который сказал, описывая хадж пророка ﷺ: «Он стоял (на ‘Арафате) до заката, пока желтизна неба не стала менее яркой, а солнце не скрылось за горизонтом» (Муслим, 1218).

Если бы у посланника Аллаха ﷺ был выбор, покинуть ‘Арафат при свете дня, что сделать легче, чем покинуть ночью, он ﷺ покинул бы ‘Арафат днем, однако не сделал этого и остался до ночи, что указывает на обязательность нахождения в ‘Арафате часть ночи!

Также посланник Аллаха ﷺ говорил: «Берите от меня ваши обряды (хаджа и умры), ибо я не знаю, быть может, я не совершу больше Хаджа после этого» (Муслим, 1297).


4. Ночевка в Муздалифе (ваджиб хаджа)
Ночевка в Муздалифе является ваджибом (обязательной) согласно мнению большинству ученых.
Сказал Аллах Всевышний: «А когда вы двинетесь (возвращаясь) с ‘Арафата, поминайте Аллаха в Заповедном месте» (аль-Бакара, 198), т.е. Аллах приказал поминать его в Заповедном месте (Муздалифа), возвращаясь ночью с ‘Арафата, а поминание в Муздалифе невозможно без нахождения в ней.

Также пророк ﷺ ночевал в Муздалифе, пока не наступило утро и разрешил слабым из числа женщин и детей отправляться из Муздалифы в Мину в конце ночи (аль-Бухари, 1676, 1677; Муслим, 1295). Данное разрешение указывает на обязательность ночевки в Муздалифе, так как, если бы она не была обязательной, то не было бы нужды в разрешении.

Данный ваджиб ученые называют “ночевкой”, т.к. большинство людей спят или отдыхают лежа в эту ночь, а также посланник Аллаха ﷺ спал в эту ночь. Однако это не обязывают паломника спать, ведь от него требуется лишь нахождение в Муздалифе в эту ночь, даже если он не будет спать. Даже если паломник заехал в Муздалифу на машине и не вышел из нее, то ему засчитывается нахождение в Муздалифе.

Дозволенность слабым покидать Муздалифу после полуночи
Что касается дозволенности слабым покидать Муздалифу, то лучше это делать после исчезновения (захода) луны, т.к. сподвижница пророка ﷺ Асма, да будет доволен ею Аллах, совершала намаз в Муздалифе и спросила своего слугу «Исчезла ли луна?», он ответил: «Нет», затем она совершала намаз еще час и снова спросила его: «Исчезла ли луна?», и когда он сказал:«Луна исчезла!», они покинули Муздалифу (аль-Бухари, Муслим)


5. Бросание камней в джамараты
Сообщается, что ‘Асым ибн ‘Адий, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ разрешил пастухам оставлять ночевку в Мине: кидать камни в день жертвоприношения, а за 2 дня (дни ат-Ташрик) после него, кидать в один из этих дней» (ан-Насаи 3069).

Разрешение пастухам объединять бросание камней 2-х дней (а не полностью оставлять бросание) указывает на обязательность бросания камней в джамараты в день жертвоприношения и в три (два) дня ат-Ташрик.

Время бросания камней
1) Бросание камней в большой джамарат в день жертвоприношения
Большой джамарат – самый дальний джамарат со стороны Мины и ближайший к Мекке, являющийся границей Мины и Мекки.
Время бросания камней в большой джамарат для слабых паломников (женщины, дети, старики и те, кто их сопровождает) начинается со времени их прихода на джамарат, после того как они покинули ночевку в Муздалифе после полуночи (исчезновения луны). Если они достигли джамарата до времени утренней молитвы (Фаджр), им разрешено кидать камни в это время, однако лучше выйти из разногласий и бросить камни после Фаджра.

Что же касается сильных паломников, время бросания для них начинается после Фаджра. Желательным же является бросание камней во время духа (начало времени духа – примерно через 20 минут после восхода солнца и до времени Зухра), т.к. передается от Джабира, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день жертвоприношения посланник Аллаха ﷺ бросил камешки в большой столб утром (во время духа), а после (в 3 дня ат-Ташрик) он бросал камешки в столбы после зенита солнца (Зухра)» (Муслим, 3141).

Время бросания камней в большой джамарат в день жертвоприношения продолжается от Фаджра до окончания ночи (наступления времени Фаджра) следующего дня, т.к. сообщается, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланнику Аллаху ﷺ задавали вопросы в день жертвоприношения в Мине и он отвечал: “Ничего!”. Один мужчина спросил его: “Я побрил голову до того, как совершил жертвоприношение”. Пророк ﷺ сказал: “Ничего, принеси жертву (сейчас)”. Другой сказал: “Я бросил камни после наступления вечера”. Пророк ﷺ сказал: “Ничего!”» (аль-Бухари, 1735).

2) Бросание камней во все 3 джамарата в дни ат-Ташрик
Из 3-х дней ат-Ташрик, обязательным является бросание камней в 1-й и 2-й дни ат-Ташрика, и желательным в 3-й день ат-Ташрика.
Время бросания камней в дни ат-Ташрик начинается с времени наступления намаза Зухр (астрономический полдень), кидание камней до полудня будет недействительным, т.к. посланник Аллаха ﷺ в дни ат-Ташрик бросал камни после того, как солнце поднялось в зенит (время Зухра), перед совершением намаза Зухр.

Доводы на запрет кидания камней до Зухра в дни ат-Ташрик:
1) Известно из сунны посланника Аллаха ﷺ, что он спешил совершать дела в начале их времени, поэтому бросание посланника Аллаха ﷺ только после Зухра указывает на то, что Зухр – это начало времени бросания камней в дни ат-Ташрик.

2) Посланник Аллаха ﷺ, известный своим стремлением совершать намаз вовремя, бросил камни до совершения намаза Зухр, это указывает на то, бросание камней начинается с Зухром.

3) Место и время поклонения установлены Аллахом и являются неизменными. Например, если кто-либо скажет: «Давайте сделаем джамарат в Муздалифе, чтобы часть паломников бросала камни в Муздалифе, зачем мы делаем бросание камней в Мине?», мы ему ответим, что посланник ﷺ бросал камни в Мине (в месте, которое установил Аллах), также и с временем, следует кидать камни в то время, которое установил Аллах (когда кидал посланник Аллаха ﷺ).

4) Также посланник Аллаха ﷺ не дозволял даже слабым бросать камни раньше времени Зухра, в то время как бросание камней после Фаджра легче, чем во время Зухра – время палящего солнца.

5) Также сообщается, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Мы ожидали момента, когда солнце начинало клониться к закату (после зенита), и тогда начинали бросать”» (аль-Бухари, 1746).

Таким образом, время бросания камней в дни ат-Ташрик начинается от Зухра, а заканчивается также же как и бросание камней в день жертвоприношения – наступлением времени Фаджра следующего дня.


6. Ночевка в Мине (ваджиб хаджа)
Шестым ваджибом хаджа является ночевка в Мине 11-ю и 12-ю ночи зуль-Хиджы для тех кто торопится, а также 13-ю ночь зуль-Хиджы для тех кто задерживается на все 3 дня.

Под ночевкой в Мине также подразумевается нахождение в Мине в течение всей ночи, однако если паломник провел в Мине бо́льшую часть ночи (больше половины ночи, неважно, начиная от захода солнца или нет), данный ваджиб считается выполненным.
Также ночевка в Мине обуславливается наличием места, если паломник не нашел места в Мине, он ночует в ближайшем к Мине месте.

Доводы на обязательность ночевки в Мине:

1) Аллах Всевышний сказал: «Поминайте Аллаха в считанные дни (в течение трех дней в долине Мина). Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны» (аль-Бакара 203)

2) Также посланник Аллаха ﷺ ночевал в Мине 3 ночи ат-Ташрик и покинул Мину только на 3-й день ат-Ташрик после того как бросил камни после Зухра и говорил: «Берите от меня ваши обряды!»

3) Также посланник Аллаха ﷺ разрешил пастухам, а также занимающимся поением людей оставлять ночевку, но не разрешил слабым людям делать этого, что указывает на обязательность ночевки в Мине:

Сообщается, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Аль-‘Аббас ибн Абдуль-Мутталиб спросил разрешения у посланника Аллаха ﷺ оставить ночевку в ночи Мины по причине занятости снабжением водой и ночевать в Мекке, и посланник Аллаха ﷺ разрешил ему» (аль-Бухари 1234; Муслим 3177)

4) Также упомянутый выше хадис ‘Асыма ибн ‘Адий.

Все перечисленные доводы указывают на обязательность ночевки в Мине, а также на то, что оставившие обязательную ночевку в Мине для общей пользы (занимающиеся поением паломников, пастухи, военные, пожарные, мясники, врачи и т.д.) – на них нет обязанности жертвоприношения за оставление ваджиба.


7. Таваф аль-Вада’ (прощальный таваф, ваджиб хаджа)
Таваф аль-Вада’ является обязательным согласно мнению большинства ученых, данное мнение является более правильным в силу наличия следующих доводов:

1) Посланник Аллаха ﷺ когда уезжал из Мекки после хаджа совершал прощальный таваф, а также говорил: «Берите от меня ваши обряды»

2) Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Всем людям, кроме женщин, у которых начались месячные, было велено, чтобы их последним обрядом перед отъездом из Мекки, стал обход Каабы» (аль-Бухари, 1755; Муслим, 1328).
На обязательность тавафа в данном хадисе указывает веление пророка ﷺ, ведь каждый его приказ указывает на обязательность. Также на его обязательность указывает разрешение не совершать прощальный таваф только женщинам у которых месячные!

Также сообщается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что когда у Сафийи начались месячные, пророк ﷺ сказал: «Тогда она может задержать нас? (задержать в Мекке, до очищения от месячных и совершения тавафа аль-Ифада)», но когда узнал, что она совершила Таваф аль-Ифада в день жертвоприношения, он ﷺ сказал: «Тогда уезжайте» (аль-Бухари 1733, Муслим 3223).
Данный хадис мы приводили ранее в уроке про рукны хаджа, в нем довод на обязательность тавафа аль-Ифада для женщин у которых месячные, а также на то, что с них спадает обязанность прощального тавафа.

Также обязанность прощального тавафа спадает с женщин у которых послеродовые кровотечения (нифас), ведь они подобны женщинам, у которых месячные (хайд).

3) Также ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Когда люди стали разъезжаться в разные стороны после завершения хаджа, посланник Аллаха ﷺ сказал: “Пусть никто из вас ни в коем случае не уезжает, пока не совершит последний обход вокруг Дома”» (Муслим, 1327).

Таваф аль-Вада’ необходимо выполнить тому, кто покидает Мекку после хаджа, если же кто-либо остается в Мекке после хаджа, для него необязателен прощальный таваф.


Таким образом, у умры 2 ваджиба, а у хаджа – 7, и если кто-либо оставит их выполнение, на нем обязанность жертвоприношения, как сказал ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими: «Кто забыл что-то из своего обряда или оставил нарочно, пусть совершит жертвоприношение»(аль-Муватта, 1/419)

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Похожие новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *