Урок 6. Обязательность Хаджа и Умры

Совершение хаджа является обязательным согласно Корану и Сунне посланника Аллаха ﷺ, доводами на это являются:
1. Слова Всевышнего: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах». (Сура алю ’Имран, 97)

2. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении намаза, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в Рамадан» (аль-Бухари, 8; Муслим, 16).

А также: «(Суть) ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершал намаз, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это» (Муслим, 8).

3.Также сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ обратился к нам с проповедью и сказал: «О люди, вам был вменён в обязанность хадж, так совершайте же его». Один человек спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?» — однако пророк ﷺ хранил молчание до тех пор, пока тот не задал свой вопрос трижды. Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если я скажу: «Да» это непременно станет вашей обязанностью, но вы ведь не сможете выполнять её» (Муслим, 1337).

В этом хадисе также довод на то, что хадж и умра обязательны только раз в жизни, а все что больше является добровольным.

Также вся мусульманская община единогласна в обязательности хаджа для того, в ком собрались все условия обязательности хаджа.

Что касается обязательности умры, в этом вопросе есть разногласие среди ученых, однако более правильным мнением является обязательность совершения и умры тоже, на это указывают следующие хадисы:

1. Сообщается, что ’Айша, да будет доволен ею Аллах, однажды, спросила: «О посланник Аллаха, должны ли женщины совершать джихад?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, они обязаны совершать джихад, в котором нет сражения, а это — хадж и умра» (Ахмад, 6/165; ибн Маджа, 2901).

Приведя этот хадис, ибн Хузейма, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В словах пророка ﷺ: «…они обязаны совершать джихад, в котором нет сражения, а это — хадж и умра», разъяснение того, что умра так же обязательна, как и хадж» (Сахих ибн Хузеймы, 3074).

2. Сообщается со слов Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Суть Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, а также совершал намаз, давал закят, совершал хадж и ’умру, совершал полное омовение после полового осквернения, а также совершал малое омовение должным образом и постился в месяц Рамадан» (Сахих ибн Хузеймы, 3065; ад-Даракъутни, 2/282).

3. Сообщается со слов Абу Разина аль-’Укъайли, что, однажды, он пришел к пророку ﷺ и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, мой отец очень стар и не может совершить ни хадж, ни умру, и даже не может сидеть в седле». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Соверши хадж и умру за своего отца» (ат-Тирмизи, 930).

4. Сообщается со слов ас-Субейи ибн Ма’бада, что, однажды, он сказал Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах: «О повелитель правоверных, поистине, я был бедуином и исповедовал христианство, а затем принял Ислам. Я стремлюсь попасть на джихад, но нашел то, что хадж и умра являются предписанными мне. Я спросил об этом у одного человека из моего народа, и он сказал мне: «Соверши хадж и умру вместе и принеси в жертву животное из того, что тебе будет облегчено», и я совершил их вместе». Тогда Умар сказал: «Ты был наставлен на сунну твоего пророка ﷺ» (Абу Дауд, 1799).

Также хадж и умра могут стать обязательными по двум шариатским причинам:
1. По причине обета (назр).
Если человек дал обет перед Аллахом совершить хадж или умру, для него становится обязательными совершить их, даже если он уже совершал обязательные раз в жизни хадж и умру. Также если он дал обет Аллаху совершать хадж один раз каждые 10 лет, для него становится обязательным совершения хаджа один раз каждые 10 лет, так как выполнения обета является обязательным:

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк ﷺ сказал: «Пусть давший обет повиноваться Аллаху повинуется Ему…» (аль-Бухари 6696).

2. Если человек уже совершил обязательные раз в жизни хадж и умру и начал совершать добровольный хадж или умру, то он обязан довести их до конца, даже если они добровольные, ведь Аллах Всевышний сказал: «Завершайте хадж и умру ради Аллаха». (аль-Бакара, 196)

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Похожие новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *