Урок 13. Месяцы Хаджа. Время для вхождения в состояние ихрама для Хаджа и Умры
Микатом называется место или время, сделанное границей для поклонения.
Как мы сказали, микат бывает двух видов: временной микат (микат аз-Замани) и микат места (микат аль-Макани).
На прошлом уроке мы разобрали микаты (места) для вхождения в состояние ихрама для хаджа и умры.
Месяцы хаджа
Временны́м микатом для вхождения в состояние ихрама для хаджа являются месяцы хаджа, что касается умры, ее можно совершать в течение всего года, т.к. не пришло доводов, ограничивающих совершение умры определенными месяцами.
Месяцами хаджа являются месяц Шавваль, зуль-Ка’да и первые 10 дней зуль-Хиджы, согласно словам Всевышнего: «Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (аль-Бакара, 197)
В данном аяте под месяцами хаджа имеется ввиду время вхождения в состояние ихрама для хаджа, которое начинается с 1-й ночи Шавваля (после окончания Рамадана) и заканчивается с наступлением времени намаза Фаджр дня жертвоприношения. Продолжительность месяцев хаджа может составить 70 дней, если Шавваль и зуль-Ка’да придут по 30 дней, либо 69 дней, если один из них будет 30, а другой 29 дней, либо 68 дней, если оба месяца придут по 29 дней.
Возможно, кому-то покажется что здесь есть противоречие: некоторые дни хаджа, как день жертвоприношения или дни Ташрика, в которые совершается большинство обрядов хаджа, не входят в упомянутые месяцы хаджа. Однако здесь нет противоречия, ведь данные обряды хаджа идут после вхождения в ихрам, и если человек не вошел в состояние ихрама до Фаджра дня жертвоприношения (до окончания месяцев хаджа), он пропустил хадж.
Вхождение в состояние ихрама для хаджа до или после месяцев хаджа
Если кто-либо вошел в состояние ихрама для хаджа до месяцев хаджа (до 1-й ночи Шавваля), его вхождение в ихрам действительно, но его хадж аннулируется в пользу умры, ему следует совершить таваф, са’и и побрить или укоротить волосы на голове, однако данная умра не будет считаться умрой для хаджа ат-Таматту’, т.к. умру для хаджа ат-Таматту’ необходимо совершать в месяцы хаджа!
Также поступает и тот, кто вошел в ихрам для хаджа после окончания месяцев хаджа (после Фаджра дня жертвоприношения) или вошел в ихрам для хаджа во время месяцев хаджа, но пропустил стояние на ‘Арафате — ему необходимо совершить умру и выйти из состояния ихрама.
Запретные месяцы
Аллах Всевышний сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные» (Тауба, 36).
Посланник Аллаха ﷺ разъяснил данные месяцы, сказав: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретных. Три месяца идут друг за другом: зуль-Ка’да (11-й месяц), зуль-Хиджа (12-й) и Мухаррам (1-й), а Раджаб (7-й) находится между Джумадой (аль-Ахир) и Ша’баном»(аль-Бухари, Муслим).
Месяцы Мухаррам и Раджаб являются запретными месяцами, но не являются месяцами хаджа. Зуль-Ка’да является как запретным месяцем, так и месяцем хаджа. Зуль-Хиджа является запретным месяцем, но только первые 10 дней зуль-Хиджы являются из месяца хаджа.
Запретные месяцы дошли до арабов от религии Ибрахима, мир ему, и арабы во времена джахилии возвеличивали данные месяцы и считали запретным сражение в них.
Поэтому, прибывшая к пророку ﷺ делегация племени ‘абд аль-Кайс сказала: «О Посланник Аллаха, мы можем приезжать к тебе только в запретный месяц, ведь нас отделяют от тебя неверные из племени мудар, так дай же нам решающее веление, чтобы мы передали его оставшимся из нас и благодаря этому вошли в Рай!» (аль-Бухари, 53; Муслим, 115).
Запретность данных месяцев связана непосредственно с Хаджем и Умрой:
Зуль-Ка’да (от слова «Ку’уд» — прекращать), т.е. люди прекращали сражение в данный месяц по причине хаджа.
Зуль-Хиджа — в данный месяц было запрещено сражение из-за того, что обряды хаджа совершаются в нем.
Мухаррам (запретный) — потому, что является запретным сражение в этот месяц, для безопасного возвращения паломников домой.
Раджаб — арабы называют словом «раджаб» что-либо возвеличиваемое. Поэтому данный месяц назван Раджабом, т.к. он является великим среди других месяцев по причине совершаемой умры.
Таким образом, Аллах запретил сражение в данные месяцы для того, чтобы паломники смогли отправиться в хадж в месяц зуль-Ка’да (за месяц до начала обрядов хаджа), совершить обряды хаджа в месяце зуль-Хиджа и, будучи в безопасности, вернуться в самые отдаленные страны в течение месяца Мухаррам, а для того, чтобы люди смогли посреди года посещать Мекку и совершать умру, Он также сделал запретным месяц Раджаб.