Урок 8. Условия обязательности Хаджа и Умры

После того как мы разъяснили обязательность хаджа и умры, перечислим условия, при наличии которых совершение хаджа и умры становится обязательным для человека:

Хадж и умра становятся обязательными для каждого:
1. мусульманина,
2. разумного,
3. совершеннолетнего,
4. свободного от рабства,
5. имеющего способность совершить их.
6. Дополнительным условием для женщины является наличие махрама, который будет сопровождать ее в поездке.

Если все 5 из перечисленных условий собрались, для человека становится обязательным совершение хаджа и умры без промедления!

Разберем подробнее каждое из 5 условий:
1. Ислам
Ислам является условием обязательности совершения хаджа и умры, более того он является условием их действительности. На неверующих нет обязанности совершения хаджа, совершённый ими хадж будет недействительным.

Однако неверующие будут наказаны в Судный День как за неверие (куфр), так и за оставление ответвлений Ислама, среди которых и хадж. Доводом на это являются:

Слова Всевышнего: «И горе многобожникам, которые не выплачивают закят и не веруют в Последнюю жизнь» (Фуссылят, 6-7).

Также Аллах говорит о неверующих, отвечающих (обитателям Рая) о причине их попадания в Ад: «Они скажут: «Мы не были из числа молящихся, и мы не кормили бедняков, и мы погрязали (в неверие, насмешки, лживые речи) вместе с погрязавшими, и мы считали ложью День Воздаяния, пока не пришла к нам убежденность (смерть)» (Аль-Мудассир, 43-47).

Также слова Всевышнего: «Он не уверовал и не совершал молитвы. Напротив, он счел это ложью и отвернулся» (Аль-Кыйама, 31-32)

Поэтому неверующие будут находиться на разных ступенях Ада, также как и мусульмане будут находиться на разных степенях Рая.

Расположение неверующих на разных ступенях Ада будет в зависимости:

– От степени неверия
Например, лицемеры будут находиться в нижайших ступенях, как об этом сказал Аллах: «Поистине, лицемеры окажутся в самой нижней ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника» (Ан-Ниса, 145)

– От степени причинения вреда и мучений и отклонения людей от пути Аллаха, как сказал Всевышний: «Те, которые стали неверующими и отклоняли от пути Аллаха – Мы прибавим им наказание сверх наказания за то, что они сеяли беспорядок» (Ан-Нахль, 88). Сказал Ибн Касир: «То есть наказание за их неверие и наказание за сбивание людей от следования истине».

Также: «Воистину, от тех, которые стали неверующими после того, как уверовали, а потом приумножили свое неверие, не будет принято их покаяние. Они и есть заблудшие» (Алю Имран, 90)

Также: «Воистину, тех, которые не уверовали и поступали несправедливо, Аллах не простит и не поведет их никаким путем, кроме пути в Геенну, в которой они пребудут вечно» (Ан-Ниса 168-169).

2. Разум
Разум является условием обязательности и действительности хаджа и умры: сумасшедшего нельзя обязать хаджем, а совершенный им хадж будет недействителен.

Доводом на это являются слова посланник Аллаха ﷺ: «Поднято перо от троих: от спящего, пока он не проснется; от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; и сумасшедшего, пока к нему не вернется его разум» (Абу Дауд, 4403; ат-Тирмизи)

3. Совершеннолетие и 4. Свобода
Совершеннолетие и свобода являются условиями только для обязательности хаджа, но не для действительности, т.е. если ребенок совершит хадж, его хадж будет действительным и зачтется ему как добровольный, а также тот кто его сопровождает получит награду за это. Хадж раба также будет действительным и зачтется ему как добровольный:

Ибн Аббас, да будет Аллах доволен ими обоими, сказал: «Одна женщина подняла своего маленького сына и спросила: “О посланник Аллаха! А зачтется ли хадж для него?” Он ответил: «Да, и тебе за это награда». (Муслим 1336)

Также сообщается, что ас-Са’иб бин Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Родители взяли меня с собой для совершения хаджа вместе с посланником Аллаха ﷺ когда мне было семь лет» (аль-Бухари, 1858)

Эти хадисы указывают на то, что сподвижники совершали хадж с детьми и посланник Аллаха ﷺ дозволял это. Что же касается раба, то его недостаток связан только с отсутствием свободы, а не разума, как у ребенка. Поэтому если хадж ребенка является правильным, то хадж раба является правильным тем более!

Также необходимо отметить, что хадж и умра совершённые рабом или несовершеннолетним не снимают с них обязанности совершения обязательных в Исламе хаджа и умры, для них является обязательным совершение хаджа и умры после освобождения от рабства или достижения совершеннолетия (если собрались другие условия обязательности хаджа и умры):

Сообщается, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Запомните от меня и не говорите: “Сказал ибн ‘Аббас”: Какой бы раб не совершил хадж, а затем был освобожден, на нем обязанность совершить хадж, и какой бы мальчик не совершил хадж, а затем достиг совершеннолетия, на нем хадж мужчины (обязанность совершить хадж)» (ибн Абу Шейба 14875, аль-Байхакы 325/3).
Слова ибн ‘Аббаса «Запомните от меня и не говорите: “Сказал ибн ‘Аббас”» указывают на то, что передаваемые им слова восходят к самому посланнику Аллаха ﷺ!

5. Способность
Способность является самым главным условием обязательности хаджа, так как сам Аллах упомянул данное условие в Коране: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (Алю Имран, 97)

Способность совершить хадж включает в себя:
1) Физическую возможность – быть физически способным проделать путь, а также совершить обряды хаджа.

Например, если у человека слабое сердце и врачи сказали, что во время полета его сердце может не выдержать и опасно для него лететь в самолете, такой человек не считается имеющим физическую возможность, даже если он без проблем передвигается в своем городе и кажется внешне здоровым.

Также человек пожилого возраста который не может передвигаться кроме как с сильным затруднением или парализованный человек – такие не считаются имеющими физическую возможность.

2) Финансовую возможность – иметь денежные средства для совершения хаджа: на поездку, питание, проживание и другие необходимые расходы, возникающие с момента выхода из дома и до момента возвращения обратно.
Также помимо средств на совершение хаджа, человек должен иметь денежные средства на необходимые жизненные расходы в своей стране, а также на содержание тех, кого он обязан содержать (жена и дети).

Например, если у человека помимо денег на содержание семьи имеются деньги для поездки в хадж и проживания в Мекке, однако нет денег на обратное возвращение, такой человек не считается имеющим финансовую возможность, с него спадает обязанность совершения хаджа.

Получение хадж-визы
Также в наше время к способности совершить хадж можно отнести способность получить визу на хадж, которая предназначена для въезда в страну именно с целью совершения хаджа.
Если человек не имеет возможности получить хадж-визу, он не считается способным совершить хадж, даже если будет из богатейших людей. Даже если он способен получить иные визы для въезда в Саудовскую Аравию (например гостевую визу), ему запрещено отправляться в хадж таким образом, ведь виза – это договор, несоблюдение которого является харамом, а на совершении харама нельзя строить поклонение.

Хадж за живого человека
Если у человека есть физическая возможность совершить хадж, но нет финансовой возможности, то на нем нет обязанности совершения хаджа и не совершается за него хадж кем либо другим!

Однако если у человека отсутствует физическая возможность и он не надеется на появление данной возможности в будущем (например болен неизлечимой болезнью или достиг старости), но у него есть финансовая возможность совершить хадж и умру, для него является обязательным без промедления отправить кого-либо в хадж и умру для совершения вместо себя!

Доводом на это является хадис Абу Разина аль-‘Укайли, который подошел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О посланник Аллаха! Поистине мой отец глубокий старец и не может совершать хадж и умру и отправиться в путь». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Соверши хадж за него, а также умру!»;

А также хадис Аль-Фадля ибн ‘Аббаса, который сообщил: «Пришла к посланнику Аллаха ﷺ женщина из племени Хас‘ам и сказала: «О Посланник Аллаха! Поистине, обязательное предписание совершать хадж застало моего отца глубоким старцем, неспособным держаться в седле. Зачтется ли ему, если за него совершу хадж я?» Он ответил: «Да» (аль-Бухари 1854, Муслим 3252). Также в этом хадисе довод на дозволенность женщине совершать хадж за мужчину.

Совершающий хадж за живого человека, должен:
– обязательно сообщить ему об этом и чтобы тот не был против совершения хаджа за него, ведь хадж это поклонение, а основа в поклонении – намерение.

– должен соответствовать перечисленным выше условиям (1-4) обязательности хаджа и должен быть уже совершившим прежде обязательный хадж за себя, т.к. передается от Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах:
«Пророк ﷺ услышал, как некий человек говорит “Ляббайка ‘ан Шубрума (Вот я перед Тобой [совершаю хадж] за Шубруму)”, и Пророк ﷺ спросил: “А кто такой Шубрума?”, и это человек ответил: “Мой брат” или “Мой близкий”. Тогда пророк ﷺ спросил: “А ты совершил хадж за себя?”, тот ответил: “Нет”, и тогда пророк ﷺ сказал: “Соверши хадж за себя, а затем соверши хадж за Шубруму”» (Абу Дауд, ибн Маджа)

Хадж за умершего человека
Также если умерший человек никогда не совершал хадж или умру и оставил имущество, является обязательным его наследникам выделить часть из этого имущества для совершения хаджа за покойного, согласно хадису Бурейды ибн Аль-Хусейба, да будет доволен им Аллах:
«Женщина, у которой умерла мать спросила посланника Аллаха ﷺ: «Она никогда не совершала хадж, можно ли совершить хадж вместо нее?». Посланника Аллаха ﷺ сказал: «Соверши за нее хадж!» (Муслим 2697). Из этого хадиса мы понимаем, что даже если покойный не оставил имущества, дозволено совершить хадж за него.

6. Дополнительное условие для женщин – сопровождение махрама
Даже если у женщины есть физическая возможность и финансовая возможность, но у нее нет махрама, который согласится сопровождать ее во время поездки в хадж, она не считается способной совершить хадж, и с нее снимается обязанность совершения хаджа.

Доводом на обязательность махрама для женщины при поездке в хадж или другое путешествие является достоверный хадис:

Однажды посланник Аллаха ﷺ сказал во время хутбы: «Не остается мужчина с женщиной наедине, кроме как с ней махрам. И не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом!». Затем один сподвижник встал и сказал: «О посланник Аллаха! Воистину моя жена вышла в хадж, а я записался на такое-то сражение». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Иди и соверши хадж со своей женой!» (аль-Бухари 1862, Муслим 3272).

Разберем данный хадис подробно:
1. Сподвижник посланника Аллаха ﷺ объяснил, что причина по которой он не может отправиться в хадж с женой – его занятость сражением на пути Аллаха, ведь он записался среди тех кто выходит на джихад.

2. Его жена – одна из сподвижниц посланника Аллаха ﷺ, а они не подобны женщинам в наше время, к тому же она в состоянии ихрама.

3. Она выходит в хадж со сподвижниками пророка ﷺ, которые намного богобоязненнее и больше заслуживают доверия чем мужчины в наше время. Разве могут быть спутники безопаснее чем сподвижники посланника Аллаха ﷺ, которые к тому же в состоянии ихрама?! Разве можно представить в наше время что у женщины будут спутники безопаснее чем сподвижники пророка ﷺ?!

4. Несмотря на это, посланник Аллаха ﷺ не сказал ему: «Ты занят сражением на пути Аллах, а жена твоя в безопасности и в сопровождении сподвижников, отправляйся на джихад, а она пусть отправляется на хадж!», напротив, посланник Аллаха ﷺ приказал ему не оставлять ее без махрама и отправиться совершать хадж с женой, несмотря на то что она была с группой сподвижников.

Данный хадис является ясным доводом в данном вопросе!
Таким образом, если у женщины нет махрама который отправится в хадж вместе с ней, с нее спадает обязанность совершения хаджа, более того, ей запрещено отправляться в хадж одной, независимо, является она молодой девушкой или женщиной пожилого возраста. Даже если ее будут сопровождать надежные и заслуживающие доверия мужчины и женщины, они не являются для нее махрамами.

Также нельзя сказать что хадж женщины без махрама недействительный, ведь наличие махрама является условием обязательности хаджа, а не его действительности. Если женщина совершит хадж правильным образом, по сунне посланника Аллаха ﷺ, то ее хадж будет правильным однако отправляясь в хадж без махрама, она ослушивается Аллаха и совершает грех.

Что же касается женщин проживающих в Мекке, то им можно совершать хадж без махрама. Также если женщина вместе с махрамом приедет издалека в Мекку для совершения хаджа, дозволено махраму оставив ее вернуться обратно в свою страну, а затем приехать и забрать ее, ведь перемещение женщины внутри Мекки не обуславливается наличием махрама, а обуславливается наличием безопасности для нее.

Махрамом (от слова харам) для женщины является ее муж и мужчины за которых ей запрещено выходить замуж навечно по причине родственных связей (отец, брат, сын и т.д.) или по другим дозволенным причинам. Также махрам должен быть разумным и совершеннолетним.

Дозволенные причины
К дозволенным причинам можно отнести махрамство по причине молочного родства (молочные отец, брат, сын, и т.д.) или брака (отец мужа, сын мужа, муж дочери, муж матери (только при условии супружеской близости между ними) и т.д.).

Однако мужчина не может быть махрамом для женщины, если им запрещено вступать друг с другом в брак навечно по недозволенной причине. Например, бывшие муж и жена между которыми произошло взаимное проклинание (муля’ана) по причине обвинения мужем жены в прелюбодеянии (прибегаем к Аллаху это этого), они становятся запретными друг для друга навечно, но махрамом мужчина для женщины в данном случае являться не будет.

Вечный запрет брака
Также условием махрамства является вечный запрет на брак. Поэтому мужчина не может быть махрамом для женщин, на которых ему запрещено жениться только временно: сестры жены, тетки жены, а также племянницы жены.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Похожие новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *