Урок 19. Запрет ношения некоторых видов одежды в состоянии ихрама
Рассмотрим 5-й махзурат ихрама – ношение скроенной по частям тела одежды (для мужчин), а также перчаток и никаба (для женщин).
Одежда мужчины в состоянии ихрама
Мужчинам в состоянии ихрама запрещено ношение любой одежды, скроенной по частям тела (например рубашка, футболка, штаны, нижнее белье, тюбетейка, чалма, перчатки, носки, хуффы), независимо, является она сшитой или нет.
Сообщается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «Один сподвижник спросил посланника ﷺ: «О посланник Аллаха! Что одевает мужчина в состоянии ихрама из одежды?» В ответ он ﷺ сказал: «Нельзя ему одевать рубашки, чалмы, брюки, бурнусы, и хуффы . Если же не найдет сандалий, то пусть оденет хуффы, предварительно обрезав их ниже щиколоток. И пусть не одевает одежду, которой коснулись шафран или уарс (желтое дерево)»» (аль-Бухари 1542; Муслим 2791)
В данном хадисе перечислены следующие виды одежды:
1. Рубашка (камис) — одежда, покрывающая все тело и скроенная по частям тела (имеет выходы для рук и головы). Нельзя носить одежду подобную ей.
2. Чалма. Нельзя носить головные уборы.
3. Штаны — скроенная одежда (имеющая выходы для ног) и покрывающая только часть тела (нижнюю часть). Нельзя носить штаны и подобную им одежду.
4. Бурнус — длинный плащ, покрывающий как тело, так и голову (имеющий капюшон). Данную одежду и по сей день носят в Марокко. Данная одежда также является скроенной по частям тела (имеет выходы для рук), а также прикрывает голову.
5. Хуффы — вид обуви, покрывающей ноги целиком, включая щиколотки. Нельзя одевать обувь, покрывающую щиколотки. Однако, если не получится найти сандалии (обувь ниже щиколоток), то можно одеть хуффы, обрезав их ниже щиколоток.
Таким образом запрещено мужчинам в состоянии ихрама носить обычную повседневную одежду, необходимо одеть одежду ихрама — два куска материи (рида, покрывающая верхнюю часть тела и изар, покрывающая нижнюю часть тела).
Обрезание хуффов ниже щиколоток, не нашедшему сандалий
Приказ посланника Аллаха ﷺ, который пришел в вышеупомянутом хадисе ибн ‘Умара (обрезать хуффы ниже щиколоток, не нашедшему сандалий) пришел в Медине.
Затем, в ‘Арафате, пришел другой приказ посланника Аллаха ﷺ (одевать хуффы, не нашедшему сандалий) в котором не было приказано обрезать их, сообщается что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал как пророк ﷺ, рассказывая хутбу на ‘Арафате, сказал: «Тот, кто не найдет сандалий, пусть оденет хуффы, а кто не найдет изара, пусть оденет штаны» (аль-Бухари 1841; Муслим 2794), т.е. в данном хадисе посланник Аллаха ﷺ не приказал обрезать хуффы ниже щиколоток.
Поэтому среди ученых есть разногласие, в объединении этих двух хадисов. Большинство ученых (ханафиты, маликиты, шафииты, а также одно из мнений имама Ахмада) сказали, что необходимо укорачивать хуффы в любом случае.
Другие же ученые (ханбалиты) сказали, что хадис ибн ‘Аббаса (в ‘Арафате) отменяет хадис ибн ‘Умара (в Медине), т.к. хадис ибн ‘Аббаса более поздний. Также во время стояния на ‘Арафате с посланником Аллаха ﷺ находилось намного больше паломников чем в Медине, и они не слышали его приказа (обрезать хуффы), сказанного в Медине, и если бы обрезание хуффов было обязательным, посланник Аллаха ﷺ непременно разъяснил был это на ‘Арафате. Поэтому данное мнение является более сильным! Также в хадисе ибн ‘Аббаса довод на то, что если паломник не нашел изара (куска материи для нижей части тела), он может одеть штаны, и нет на нем обязанности фидии (искупления).
Ношение кроссовок в состоянии ихрама
Также в данном хадисе указание на дозволенность мужчине одевать обувь не покрывающую щиколоток (туфли, кроссовки), даже если они будут закрывать ноги спереди и сзади, т.к. посланник Аллаха ﷺ дозволил не нашедшему сандалий носить хуффы (обувь, закрывающая ноги полностью), обрезав их ниже щиколоток. Т.е. при обрезании хуффов ниже щиколоток они становятся подобными сандалиям.
Однако в этом вопросе есть разногласие среди ученых, т.к. некоторые ученые запрещают ношение такой обуви, говоря что она является скроенной по частям тела (т.е. скроенная по форме ноги). Поэтому более безопасным является носить сандалии.
Ношение сумки, пояса
Также более правильным мнением является дозволенность мужчине в состоянии ихрама носить пояс или ремень, которыми он будет затягивать конец изара (чтобы он не упал) или ношение сумки или пояса для хранения денег, даже если они являются сшитыми, т.к. не пришло запрета на это.
Использование сшитой нитками обуви или одежды ихрама
Также дозволено использовать сандалии прошитые нитками, или изар и рида, на краях которых распущены нитки, или если изар и рида сшиты из двух кусков материи, т.к. запрет пришел на ношение одежды скроенной по частям тела (как рубашка, штаны и т.п.).
Прикрытие обычной одеждой, скроенной по частям тела
Также паломнику дозволено использовать обычную одежду, но не для ношения, а для покрытия ею тела, например в качестве одеяла. Также если паломник проезжает через микат и не нашел ни изара, ни рида, ему необходимо снять свою одежду и использовать ее, закрыв ею аурат (между коленами и пупком). Если же этой одежды будет недостаточно, он может одеть штаны вместо рида, пока не найдет подходящей замены.
Ношение мужчинами часов и очков
Также дозволено мужчине в состоянии ихрама ношение часов, очков и других подобных вещей. Все это не является одеждой, даже если с ними употребляется слово «одевать». Также дозволено обматывать повязкой часть тела, если на ней рана, главное чтобы эта повязка не была в форме одежды.
Одежда женщины в состоянии ихрама
Женщинам в состоянии ихрама разрешено одевать любую одежду, которая соответствут шариату, но запрещено одевать перчатки (скроена в форме рук), а также никаб (который покрывает все лицо, оставляя прорезь для глаз) или бурку’ (подобна никабу, но имеет больше прорезь для глаз), которые скроены по форме лица и имеют прорези для глаз, согласно хадису ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, посланник Аллаха ﷺ сказал: «И не одевает женщина в состоянии ихрама никаб, и не одевает перчатки» (аль-Бухари 1838)
Если возле женщины будут посторонние мужчины, она закрывает свои руки платьем (засунув их в рукава), а лицо прикрывает занавесом, который опускается с головы и закрывает лицо, согласно хадису ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Всадники проезжали мимо нас когда мы были в состоянии ихрама вместе с посланником Аллаха ﷺ, и когда они проходили рядом, мы опускали джильбаб (верхнюю часть одежды) с головы на лицо, а когда они уходили, мы убирали его» (абу Дауд, 1833), однако в цепочка данного есть слабый передатчик. Также этот хадис передал ад-Даракутни (Сунан 2764) от Умм Саляма, однако в цепочке данного хадиса тот же самый слабый передатчик.
Однако данный хадис усиливает другой хадис ‘Аишы с достоверным иснадом, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Опускает женщина свою одежду с головы на лицо» (сунан Саид ибн Мансура, а также в Фатх аль-Бари (3/406))
Также сообщается от Фатымы, дочери Аль-Мунзира, которая сказала: «Мы были вместе с Асмой, дочерью Абу Бакра Ас-Сыддыка и закрывали свои лица в состоянии ихрама» (Аль-Муватта, 1/328)
Также сообщается от Асмы, дочери Абу Бакра, да будет доволен ими обоими Аллах, которая сказала: «Мы закрывали свои лица от мужчин, а также причесывались до этого в состоянии ихрама» (Аль-Мустадрак 1/454). Сказал Аль-Хаким «Данный хадис не приходит в сборниках Аль-Бухари и Муслима, однако он соответствует их условиям достоверности». Также в этом его поддержал аз-Захаби.
Сказал ибн аль-Мунзир, как это передается в Фатх аль-Бари (3/406): «Ученые единогласны в том, что женщина одевает скроенную по частям тела одежду и хуффы, и покрывает голову и волосы, кроме лица. Она может прикрыть лицо от взглядов посторонних мужчин, слегка спустив одежду с головы»