Урок 21. Запрет охоты на сухопутную дичь в состоянии ихрама
Рассмотрим 6-й махзурат ихрама – охоту на сухопутную дичь.
Сухопутная дичь — это наземные дикие животные, дозволенные к употреблению в пищу.
Запретным для паломника в состоянии ихрама является:
1. Охота на сухопутную дичь
Запретным является как для мужчин, так и для женщин охота на сухопутную дичь в состоянии ихрама. Нельзя самому принимать участие в охоте, согласно словам Всевышнего: «О те, которые уверовали! Не убивайте дичь, находясь в состоянии ихрама» (аль-Маида, 95). В данном аяте Аллах не конкретизировал, какая именно дичь запрещена.
Однако в другом аяте Аллах Всевышний сказал: «И вам запрещена сухопутная дичь, пока вы находитесь в состоянии ихрама» (аль-Маида, 96).
Также Всевышний сказал: «Без дозволения для вас охоты, когда вы в состоянии ихрама» (аль-Маида, 1)
Также слова Всевышнего: «А когда вы выйдете из состояния ихрама, то охотьтесь» (аль-Маида, 2)
Данные аяты указывают на то, что паломнику с момента вхождения в состояние ихрама для хаджа или умры и до выхода из состояния ихрама запрещена охота на сухопутную дичь. Что же касается водных животных, то в состоянии ихрама дозволена охота (рыбалка) на них.
2. Помощь в охоте
Нельзя помогать кому-либо охотиться, даже указанием на животное. Если паломник увидел животное, запрещено ему помогать охотнику, указывая на животное рукой, словом или чем-либо иным, например насмешкой.
Доводом на это является хадис Абу Катады, да будет доволен им Аллах. Он был в путешествии с некоторыми сподвижниками, которые были в состоянии ихрама, а Абу Катада не был в состоянии ихрама. В пути они увидели зебр и абу Катада погнался за ними и убил одну из них, и сподвижники поели из этого мяса. В данном хадисе сообщается: «Затем сподвижники сказали: «Неужели мы будем есть мясо дичи будучи в состоянии ихрама? И взяли то, что осталось из этого мяса с собой». Когда они прибыли к Посланнику Аллаха ﷺ, и он спросил: «Не приказывал ли кто-нибудь из вас ему (Абу Катаде) напасть на неё, и не указывал ли (ему) на неё?”. Они ответили: “Нет”, и он сказал: “Тогда ешьте оставшееся от неё мясо”» (аль-Бухари, 1824; Муслим 2855).
Данный хадис указывает на то, что если бы они сказали ему напасть на нее, или помогли ему в этом (хотя бы указав на нее), то были бы подобны ему (т.е. охотящимися) и им было бы запрещено есть из этого мяса.
3. Есть из дичи, пойманной для него
Запрещено паломнику есть мясо сухопутной дичи, которая была поймана для него, даже если он не приказывал и не оказывал помощь в этом.
Доводом на это является случай с ас-Са‘б бин Джассамом, да будет доволен им Аллах, который поймал зебру и хотел подарить ее посланнику Аллаха ﷺ, однако он ﷺ отказался от его подарка, и заметив, что ас-Са‘б огорчён этим, пророк ﷺ сказал: «Поистине, мы вернули его тебе только потому, что находимся в состоянии ихрама» (аль-Бухари, 1696; Муслим 2059).
Таким образом, запрещено паломнику в состоянии ихрама есть мясо сухопутной дичи в следующих случаях:
1) Если он сам охотился на дичь
2) Если за дичью охотился другой паломник, находящийся в состоянии ихрама
3) Если он помог охотиться человеку, не находящемуся в состоянии ихрама
4) Если он указал на дичь человеку, не находящемуся в состоянии ихрама
5) Если он приказал человеку, не находящемуся в состоянии ихрама
6) Если человек, не находящийя в состоянии ихрама, охотился для него
Убийство сухопутной дичи может быть:
1. Умышленное убийство, осознавая нахождение в состоянии ихрама
Такому человеку необходимо совершить искупление, согласно единогласному мнению ученых. На это явно указывают слова Всевышнего: «А кто убьет из вас умышленно» (аль-Маида, 95)
2. Умышленное убийство, не осознавая (забыв) нахождение в состоянии ихрама
Такому человеку также необходимо совершить искупление, согласно мнению большинства ученых, в довод они привели тот же аят: «А кто убьет из вас умышленно» (аль-Маида, 95)
Однако некоторые ученые сказали, что нет на таком человеке обязанности искупления. В довод они так же привели данный аят, сказав, что убийство дичи запрещено по причине состояния ихрама, поэтому нужно связывать убийство с состоянием ихрама, и смысл аята будет «А кто убьет из вас будучи в состоянии ихрама, помня о состоянии ихрама и умышленно», данное мнение является более правильным, хотя первое является более безопасным.
3. Убийство по ошибке
Например наступил случайно на голубя и убил его. На таком человеке нет обязанности фидии, согласно более правильным мнению.
Искупление (фидия) за преднамеренное убийство сухопутной дичи в состоянии ихрама
Аллах Всевышний разъяснил в Коране искупление за преднамеренное убийство сухопутной дичи в состоянии ихрама: «О те, которые уверовали! Не убивайте дичь, находясь в состоянии ихрама. А кто убьет из вас умышленно, то воздаяние (ему за этот грех) – (зарезать) (домашнюю) скотину [верблюда, корову, овцу или козу] подобную (по величине тому), что он убил (если есть подобие такого животного из домашнего скота). Устанавливают [определяют] это [что должно быть зарезано] двое справедливых из вас [верующих] как жертву, направляющуюся к Каабе (для неимущих, которые находятся на Запретной территории), или искупление (этого греха) – (купить на эту стоимость) еду для бедных (по половине са’а на каждого бедняка) (и накормить их), или взамен этому – (он должен соблюдать) пост (по дню за каждого бедняка). Это [Аллах предписал такое воздаяние] – чтобы он вкусил пагубность своего дела [за охоту в состоянии ихрама]» (аль-Маида, 95)
Из этого аята мы видим, что за преднамеренное убийство сухопутной дичи в состоянии ихрама полагается одно из искуплений на выбор, и это мнение большинства ученых.
Как можно узнать, какое животное подобно убитой дичи?
Ученые говорят, что если от сподвижников пришло вынесение решения относительно подобия между убитой дичью и каким-либо животным, то мы берем их решение, т.к. Аллах Всевышний сказал в вышеупомянутом аяте: «Устанавливают [определяют] это [что должно быть зарезано] двое справедливых из вас», а мы знаем, что нет никого более справедливее чем сподвижники пророка ﷺ!
От сподвижников пророка ﷺ достоверно пришло вынесение решения относительно подобия некоторых животных:
1) Подобием убитому страусу является верблюд
2) Подобием убитой зебре является корова
3) Подобием убитой газели является коза
4) Подобием убитому голубю является овца
Это указывает на то, что подобие определятся не только по размеру, но и по общим признакам. Например в случае газели, страуса, зебры, подобие из домашних животных выбирают по размеру, а в случае голубя подобие определяется по общему для них признаку: если голубь и овца начинают пить воду, то не поднимают голову до тех пор, пока не напьются.
Если же от сподвижников не пришло решение относительно подобия животных, то за решением обращаются к двум справедливым мусульманам.
Если у убитой дичи есть подобное животное среди домашней скотины (верблюд, корова, овца или коза), то паломник выбирает между:
1) жертвоприношением данного животного, которое необходимо совершить в Мекке и раздать его мясо беднякам Мекки, т.к. Аллах Всевышний сказал в вышеупомянутом аяте: «жертву, достигшую Каабы», т.е. достигшую территории аль-Харам. Также ему не дозволено есть из этого мяса!
2) либо оценкой стоимости данного животного, покупки еды на это сумму и раздачей ее беднякам, каждому по половине са’ еды;
3) либо он постится количество дней равное количеству бедняков, которых он должен был накормить.
Например, паломник преднамеренно убил в состоянии ихрама страуса. От сподвижников пришло, что подобным страусу является верблюд.
Далее он выбирает одно из трех искуплений:
1) Либо приносит в жертву верблюда.
2) Либо кормит бедняков, каждому бедняку по половине са’ еды.
Для этого он узнает стоимость верблюда в той местности, где произошло убийство верблюда. Допустим цена верблюда оказалась 3000 риалов. На эту сумму он смог купить 150 са’ еды. Получается, он должен накормить 300 бедняков (каждому по половине са’ еды).
3) Либо поститься по одному дню за каждого бедняка
Т.е. ему необходимо поститься 300 дней, однако не обязательно непрерывно, можно делать перерыв между ними.
Если у убитой дичи нет подобного животного среди домашней скотины, то паломник выбирает одно из двух искуплений:
1) либо оценивает стоимость убитой дичи, покупает на эту сумму еду и раздает ее беднякам, каждому по половине са’ еды;
2) либо постится количество дней равное количеству бедняков, которых он мог накормить.
На территории харама Мекки и Медины, независимо от состоянии ихрама, запрещено:
1) Охотиться, более того, запрещено даже отпугивание животных, если они не причиняют вреда.
2) Ломать деревья и рвать свежую траву, которые выросли сами по себе (без участия человека). Если же они посажены людьми, на них запрет не действует.
Ибн ‘Аббас, да будет Аллах доволен ими обоими, сообщил о том, что пророк ﷺ сказал: «Поистине Аллах сделал Мекку запретной и никому до меня не было дозволено сражаться здесь и никому не будет дозволено после меня, и только мне было дозволено сражаться здесь в течение некоторого времени днем. Нельзя вырывать в ней траву, и нельзя ломать в ней деревья, и нельзя отпугивать в ней дичь, и нельзя поднимать найденное, если только человек не делает это для того, чтобы объявить о своей находке» (аль-Бухари 1833; Муслим 3302).
Также Медина является запретной, согласно хадису Джабира, который сказал: «Пророк ﷺ сказал: «Воистину, Ибрахим сделал запретной Мекку, а я сделал запретной Медину, то что между ее двумя горами: Не ломаются ее колючки, и не охотятся на ее дичь» (Муслим 3317)
Также в хараме Медины нельзя поднимать найденное, если только человек не делает это для того, чтобы объявить о своей находке (абу Дауд, 2035). Однако дозволено поднимать найденное с целью сдачи в пункт приема утерянных вещей.