Урок 17. Запрет использования благовоний в состоянии ихрама
Рассмотрим 3-й махзурат ихрама – использование благовоний.
В состоянии ихрама запрещено наносить благовония на тело или на одежду, также нельзя умышленно нюхать благовония. Однако это не означает, что человек должен закрыть нос, проходя мимо торговой лавки с благовониями, он не должен нюхать благовония умышленно, а если это происходит не по его воле, то в этом нет нарушения данного махзурата.
Благовонием называют то, что имеет приятный запах и используется в качестве благовония. Остановимся на этом подробнее.
Вещи, имеющие приятный запах делятся на два вида:
1) Вещи имеющие приятный запах, например ‘уд (ароматическая древесина), мускус и др., и используемые людьми в качестве благовоний: люди наносят их на тело и умащаются ими. Данные вещи является благовониями, запрещенным в состоянии ихрама.
2) Вещи имеющие приятный запах, но не используемые в качестве благовоний. Они не относятся к благовониям и не запрещены в состоянии ихрама! Например апельсин имеет приятный запах и если почистить апельсин от кожуры, на руках остается приятный запах апельсина, однако никто не использует его для умащения в качестве благовония, поэтому он не является благовонием.
Мыло
Также и мыло. Оно имеет приятный запах, однако никто не использует его в качестве благовоний и никто при выходе из дома не берет с собой мыло, чтобы исходил приятный запах. Также в некоторые мыла добавляют вещества, имеющие приятный запах, которые не используются в качестве благовоний. Поэтому дозволено использовать в состоянии ихрама данные мыла, они предназначены лишь для очищения тела.
Однако в некоторые мыла могут добавить то, что имеет приятный запах и используется в качестве благовоний (например ‘уд, миск, и т.п.), такие мыла нельзя использовать в состоянии ихрама.
Зубная паста
Также зубные пасты, они оставляют приятный запах, но не являются благовониями и дозволено их использование в состоянии ихрама. Однако если зубная паста будет с добавлением миска, ‘уда, и других благовоний, их использовать нельзя.
Мази, кремы
Некоторые мази и кремы имеют в составе вещества, имеющие приятный запах, однако не используемый в качестве благовоний, поэтому дозволено использовать такие мази и кремы в ихраме. Однако если они содержат в составе благовония, такие мази и кремы запрещено использовать в состоянии ихрама.
Поэтому не все, что имеет приятный запах, является благовонием, запрещенным в состоянии ихрама!
Доводами на запрет благовоний являются
1) Хадис ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором посланник Аллаха ﷺ сказал о человеке, вошедшем в состояние ихрама: «И пусть не одевает ничего из одежды, которую коснулся шафран или уарс (желтое дерево)» (аль-Бухари 1542; Муслим 2791)
Шафран является благовонием имеющим как приятный запах, так и цвет. Уарс также является благовонием, имеющим приятный запах и цвет. Как шафран, так и уарс арабы использовали в качестве благовоний.
2) Также от Я’ля ибн Умейа, да будет доволен им Аллах, сообщается, что в аль-Джи’рана к пророку ﷺ пришел бедуин, одетый в джуббу (одежда с широкими рукавами) и умащенный благовониями, и сказал: «О посланник Аллаха! Что ты можешь сказать о мужчине, вошедшем в состояние ихрама для умры в джуббе и умастившемся благовониями (после вхождения в ихрам)? Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Что касается благовония которое на тебе, то помой его трижды, а что касается джуббы, то сними её и делай в своей умре то же самое, что делаешь в своем хадже»» (аль-Бухари 4329; Муслим 2798)
3) Также от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается: «Один сподвижник, совершавший хаджа вместе с посланником Аллаха ﷺ, упал с верблюда и умер. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Помойте его водой и лотосом, заверните его в два его материала (изар и рида) и не умащайте его благовониями и не покрывайте его голову, поистине в Судный День он будет воскрешен произносящим тальбию (т.е. в состоянии ихрама)»» (аль-Бухари 1851, Муслим 2892)
Из данного хадиса мы понимаем, что посланник Аллаха ﷺ разрешил помыть его лотосом, имеющим приятный запах, однако не дозволил умащать его благовониями. В этом довод на то, что они не использовали лотос как благовоние и что разрешено пользоваться в состоянии ихрама вещами, имеющими приятный запах, но не используемыми людьми как благовоние!
Сунной является умащение благовониями перед вхождением в ихрам
Перечисленные хадисы указывают на то, что пользование благовоний в состоянии ихрама запрещено, т.к. это все является из украшений, однако сунной является умащение благовониями головы и бороды перед вхождением в состояние ихрама. Даже если эти благовония останутся на теле после вхождения в состояние ихрам, нет в этом проблем, т.к. это относится к правилу, которое гласит: «Дозволено продолжение того, начинание чего запрещено». Однако нельзя наносить благовония на одежду!
На желательность умащения благовониями перед вхождением в ихрам указывает хадис ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Я умащала посланника Аллаха ﷺ благовониями перед вхождением в ихрам и после выхода из состояния ихрама, перед совершением тавафа вокруг Дома» (аль-Бухари 1539; Муслим 2841)
Также сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «У меня до сих пор стоит перед глазами блеск благовоний на проборе пророка ﷺ, находящегося в состоянии ихрама» (аль-Бухари, 271; Муслим. 2832)