Урок 9. Рукны (столпы) Хаджа и Умры

Хадж и умра основаны на том, что достоверно передается от посланника Аллаха ﷺ, в совершённых им хадже и умрах. Изучив все слова и действия посланника Аллаха ﷺ во время хаджа и умры, а также доводы на это из Корана и Сунны посланника Аллаха ﷺ, ученые пришли к выводу, что все слова и действия посланника Аллаха ﷺ отличаются по шариатскому положению (хукму):

1) Некоторые из сказанных посланником Аллаха ﷺ слов и совершённых им действий обязательны и нет им замены, ученые отнесли их к столпам (рукны) хаджа;
2) Некоторые из слов и действий являются обязательными, но для них есть замена, ученые отнесли их к обязательным действиям (ваджибы) хаджа;
3) Некоторые из слов и действий не являются обязательными, ученые отнесли их к желательным действиям (мустахаб) хаджа.

Паломнику необходимо знать и отличать между собой рукны (столпы), ваджибы (обязательные) и мустахабы (желательные) действия хаджа и умры!


В данном уроке мы рассмотрим рукны хаджа и умры.

Рукном (столпом) хаджа и умры называется обязательное действие, за выполнение которого паломник получает награду, за его преднамеренное оставление он заслуживает наказания, выполнение этих действий нельзя заменить чем-либо другим, и без них хадж и умра будут недействительны.

3 рукна являются общими для хаджа и умры:
1. Ихрам — намерение вхождения в обряды хаджа и умры
2. Таваф — обход вокруг Каабы
3. Са’и — обход между холмами ас-Сафа и аль-Марва

У хаджа есть отличительный рукн:
4. Пребывание в долине ‘Арафат

Таким образом, у хаджа 4, а у умры 3 рукна, которые обязательны для выполнения тем кто начал выполнять хадж и умру, и нельзя их оставлять никому, ни слабому, ни больному, а также нельзя поручить выполнение этих рукнов кому-либо другому.


Разберем каждый из рукнов подробнее:
1. Ихрам
С обрядами хаджа и умры связаны 4 вида намерения:
1) Общее намерение — это обычное желание совершить хадж и умру, например человек говорит: «Я хочу совершить хадж в этом году». С данным намерением не связаны шариатские положения.

2) Намерение приближения к Аллаху и совершения хаджа только ради Аллаха — данный вид намерения является условием действительности хадж и умры. Тот кто совершает хадж для показухи или желая только мирского и находился в долине ‘Арафат с данным намерением, его хадж недействителен.

Передают со слов Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха ﷺ ска­зал:
«Великий и Всемогущий Аллах сказал: “Я абсолютно не нуждаюсь в том, чтобы ко Мне приобщали сотоварищей, и если кто-то совершит какое-либо деяние ради меня, при этом приобщив кого-то ко Мне, то Я буду непричастен к этому (делу) и оно будет для того, кого он приобщил ко Мне в сотоварищи!”» (Ибн Маджа 4202, Ибн Хузайма в своём «Сахихе» 893 и аль-Байхакъи в «аль-Асмау ва-с-сыфат» 213).

3) Намерение вхождения в обряды хаджа и умры (Ихрам) — это рукн хаджа, который мы разбираем.

4) Намерения совершения определенного вида хаджа, т.к. хадж бывает трех видов: Ифрад, Таматту’ и Кыран, и паломник, делая на микате (место вхождения в состояние ихрама) намерение вхождения в состояние ихрама для выполнения обрядов хаджа (3-й вид намерения), конкретизирует данным (четвертым) видом намерения какой именно вид хаджа он выполняет и произносит тальбию (например слова «ЛяббайкяЛлахумма ‘умратан» (О Аллах! Вот я перед тобой, совершая умру), если он совершает хадж таматту’).

Если паломник на микате забыл и не конкретизировал намерением, какой из видов хаджа он выполняет и достиг Мекки, ему следует конкретизировать вид хаджа на тот, который пожелает, однако предпочтительным является хадж таматту’ (отличие видов хаджа Ифрад, Таматту’ и Кыран мы разберем на будущих уроках, с дозволения Аллаха).


Намерение вхождения в обряды хаджа и умры (Ихрам)
Вернемся к разбору третьего вида намерения, который является рукном хаджа и умры, а это ихрам.

Ихрам — это намерение вхождения в обряды хаджа и умры, которым паломник делает для себя запретным (харам) махзураты ихрама (дозволенные в основе действия, которые становятся запретными паломнику после вхождения в состояние ихрама, как стрижка волос, супружеская близость и т.д.).

Таким образом, недостаточно совершать хадж, имея лишь одно желание (1-й вид намерения), однако необходимо намериться сердцем войти в обряды хаджа и умры (Ихрам), ведь посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести)» (аль-Бухари 1, Муслим 1907).

Место намерения — сердце
Сказал ибн аль-Мунзир: «Ученые единогласны в том, что если паломник намеревался хадж, а произнес языком тальбию для умры, или наоборот, намеревался умру, а произнес тальбию для хаджа, он основывается на том, что намеревался сердцем, а не на том, что произнес языком.» (Иджма’, стр. 55)

Вхождение в ихрам до и после миката
Если паломник достигнет миката (места вхождения в ихрам), для него является обязательным (ваджиб) войти в состояние ихрама, т.е. если паломник вошел в состояние ихрама на микате или до миката (хотя желательным является на микате), то он выполнил и рукн (вошел в состояние ихрама для хаджа) и ваджиб (сделал это до пересечения миката).

Если же паломник по какой либо причине пересек микат и не вошел в состояние ихрама, однако вошел в состояние ихрама позже, он выполнил только рукн (вошел в ихрам), но оставил ваджиб (обязательное действие), войдя в состояние ихрама только после миката. В этом случае ему необходимо вернуться на микат для вхождения в ихрам оттуда, либо принести в жертву барана беднякам Мекки, если он не может вернуться на микат.

Данное намерение (ихрама) является рукном хаджа и умры по единогласному мнению ученых, тот кто не совершил данный рукн до окончания времени стояния на ‘Арафате, тот не совершил хадж! Также тот кто намерился сердцем войти в состояние ихрама, то выполнил рукн, даже если ничего не произнес языком, ведь произнесение тальбии при вхождении в ихрам является сунной.

Намерение ребенка
Если ребенок является взрослым и понимает как делать намерение сердцем, ему обязательно самому войти в состояние ихрама, сделав намерение сердцем, если же он является маленьким и не понимает как делается намерение, за него намерение делает родитель.


2. Таваф
1) Таваф хаджа
Рукном для хаджа является Таваф аль-Ифада (от слова устремление), назван так, потому что люди толпами устремляются из ‘Арафата, Муздалифы и Мины в Мекку для совершения тавафа.

У данного тавафа 5 названий:
1) Таваф аль-Ифада (устремление)
2) Таваф аз-Зияра (посещение), т.к. хаджии совершая данный таваф посещают Мекку и обратно возвращаются в Мину.
3) Таваф ар-Рукни (рукн), т.к. он является рукном среди других тавафов хаджа.
4) Таваф аль-Фардый (обязательный), смысл как и Таваф ар-Рукни.
5) Таваф ас-Садр (выход), т.к. паломник совершает его после выхода из Мины и отправления в Мекку. Однако некоторые ученые Тавафом ас-Садр называют Таваф аль-Вада’.

Таваф аль-Ифада является рукном хаджа согласно единогласному мнению ученых.
Доводом на это являются слова Всевышнего: «И пусть совершат Таваф вокруг Древнего Дома (Каабы)» (Аль-Хадж, 29).

Также ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Мы совершили хадж вместе с пророком ﷺ и Таваф аль-Ифада в день жертвоприношения, затем у Сафийи начались месячные, а пророк ﷺ захотел от нее то, что желает муж от жены (совершить с ней близость). Я сказала: О посланник Аллаха! Поистине, у нее месячные! Он ﷺ сказал: «Тогда она может задержать нас? (задержать в Мекке, до очищения от месячных и совершения тавафа аль-Ифада,)». Ему ﷺ сказали: «О посланник Аллаха! Она совершила Таваф аль-Ифада в день жертвоприношения!». Он ﷺ сказал: «Тогда уезжайте»» (аль-Бухари 1733, Муслим 3223)

Из этого хадиса видно, что посланник Аллаха ﷺ считал таваф аль-Ифада рукном хаджа, необходимым для выполнения, поэтому он ﷺ сказал, что они задержатся до очищения Сафийи от месячных, однако когда узнал, что она уже совершила обязательный таваф до наступления месячных, разрешил ей уезжать.
Также в этом хадисе указание на дозволенность покидания Мекки без прощального тавафа (аль-Вада’) для женщин у которых месячные. Также в этом хадисе опровержение неправильному понимаю некоторых людей, считающих запретным супружескую близость с женой во время поездки в хадж (до вхождения в ихрам и после выхода из ихрама).

Также сказал ибн Кудама: «И он (таваф аль-Ифада) является рукном хаджа, не считается хадж совершенным без него, и нам не известно разногласие в этом вопросе» (аль-Мугни 5/311)

Время совершения Тавафа аль-Ифада
Началом времени совершения тавафа аль-Ифада является середина ночи пребывания в Муздалифе, однако более безопасным временем согласно мнению большинства ученых является время после намаза Фаджр дня жертвоприношения (10 день зуль-Хиджы), поэтому лучше выйти из разногласий ученых и совершать таваф после Фаджра.

Что касается последнего времени для совершения, то таваф аль-Ифада не имеет крайнего времени, он будет действителен даже если совершить его через неделю, месяц или несколько лет, однако по более правильному мнению ученых, таваф аль-Ифада следует совершить до окончания месяца зуль-Хиджы и не разрешено намеренно оставлять его совершение на более поздний срок, кроме как по уважительной причине.

2) Таваф Умры
Таваф в умре является рукном согласно единогласному мнению ученых. Таваф умры — это первый таваф, которой совершает паломник по прибытию в Мекку. Прощальный таваф (таваф аль-Вада’) по более правильному мнению, не является обязательным для паломников совершающих умру, т.к. посланник Аллаха ﷺ не совершал в своих умрах прощального тавафа, а совершил его только после хаджа.

Умра в языком значении означает посещение (зияра).
Умра в шариатском значении — это посещение Древнего Дома (Каабы) с целью совершения тавафа вокруг него (рукн), са’и (обхода) между холмами ас-Сафа и аль-Марва (также рукн), бритья/укорачивания волос на голове (ваджиб), с целью приближения к Аллаху.

Умра имеет 2 отличия от хаджа:
1) Умра совершается в любое время года, в то время как хадж совершается только в определенные месяцы (Шавваль, зуль-Ка’да, зуль-Хиджа)
2) В умре меньше обрядов и их выполнение не занимает много времени. В хадже больше обрядов и они совершаются продолжительное время ( около 1 недели).


3. Са’и
Са’и является рукном хаджа и умры согласно мнению большинства ученых.
Посланник Аллаха ﷺ совершал таваф вокруг Каабы и са’и между холмами ас-Сафа и аль-Марва во всех своих умрах.

Сказал ‘Амр ибн Динар: «Мы спросили ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о мужчине, который совершил таваф в умре, однако не совершил обход между ас-Сафой и аль-Марвой: «Можно ли ему совершить близость с женой?», на что ибн Умар ответил: «Прибыв в Мекку посланник Аллаха ﷺ совершил 7 раз обход вокруг Дома (Каабы), совершил намаз в 2 ракаата позади макаму Ибрахим и совершил обход между ас-Сафой и аль-Марвой 7 раз. И в посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас!»» (аль-Бухари 1793, Муслим).

Когда совершается са’и, до или после тавафа?
Са’и в умре совершается после тавафа, т.к. посланник Аллаха ﷺ во всех своих умрах совершал са’и после тавафа, а также сказал: «Берите от меня ваши обряды (умры и хаджа)». Также на это указывает предыдущий хадис ибн Умара. Также не пришло от посланника Аллаха ﷺ дозволения менять порядок тавафа и са’и в умре. Поэтому согласно мнению большинства ученых, са’и в умре совершённый до тавафа недействителен!

Что касается хаджа, са’и хаджа дозволено совершать до тавафа хаджа, т.к. о чем бы люди ни спрашивали посланника Аллаха ﷺ в день жертвоприношения относительно сделанного ими не по порядку (например один мужчина сказал: «Я сделал са’и раньше тавафа»), он ﷺ говорил: «Ничего, сделай это».

Время совершения Са’и
Время совершения Са’и для совершающего хадж ат-Таматту’ по порядку идет после тавафа (наступления времени совершения тавафа аль-Ифада), поэтому са’и совершенный до времени наступления тавафа аль-Ифада (середина ночи пребывания в Муздалифе) будет недействительным!

Для совершающих хадж Кыран и Ифрад, необходимо совершить са’и только 1 раз: либо паломник совершает са’и после тавафа аль-Кудум (таваф по случаю прибытия в Мекку) и этот са’и будет рукном, либо он оставляет его совершение на хадж и совершает после тавафа аль-Ифада.

Доводы на то, что са’и является рукном хаджа и умры
Аллах Всевышний сказал:
«Воистину, ас-Сафа и аль-Марва — одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или умру, то нет греха на нем, если он совершит обход между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах благодарный, знающий.» (аль-Бакара 158)

Некоторые из сподвижников пророка ﷺ испытывали стеснение в обходе между ас-Сафой и аль-Марвой, т.к. на этих двух холмах когда-то стояли идолы, которым люди поклонялись. Поэтому Аллах ниспослал данный аят для объяснения, что са’и между холмами ас-Сафа и аль-Марва — из обрядов хаджа и умры, и «нет греха на нем, если он совершит обход между ними».

Делая тафсир на данный аят, ибн Джарир сказал: «Не совершил хадж тот, кто не совершил обход между ас-Сафой и аль-Марвой, ведь Аллах сказал: «Воистину, ас-Сафа и аль-Марва — одни из обрядовых знамений Аллаха».»

Также посланник Аллаха ﷺ сказал: «О люди! Совершайте са’и, ибо, поистине, Аллах предписал вам са’и» (ад-Даракутни, 2/255; аль-Байхакы 5/97)

Также ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Аллах не сделает завершённым ни хадж, ни умру человека, пока тот не совершит са’и!» (аль-Бухари 1790, Муслим 3080).

Также посланник Аллаха ﷺ сказал ‘Аише: «Твой обход вокруг Дома (таваф), а также между ас-Сафой и аль-Марвой будет достаточен тебе для твоего хаджа и умры» (Абу Дауд, шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным).


4. Пребывание в долине ‘Арафат

Сказал Аллах Всевышний: «А когда вы двинетесь (возвращаясь) с ‘Арафата, поминайте Аллаха в Заповедном месте (Муздалифе)» (аль-Бакара, 198). В этом аяте указание на то, что пребывание в ‘Арафате — из обрядов хаджа, ведь возвращение с ‘Арафата может быть только после пребывания в нем!

Пребывание в долине ‘Арафат является рукном хаджа, упустив который, человек упускает весь хадж:

Сообщается, что ‘Абдур-Рахман ибн Йа’мар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я присутствовал вместе с посланником Аллаха ﷺ когда он стоял на ‘Арафате. К нему пришли люди из жителей Неджда и сказали: «О посланник Аллаха! Как совершается хадж?» Он ответил: «Хадж – это ‘Арафат! Кто пришел на ‘Арафат до утреннего намаза в ночь Муздалифы, тот сделал свой хадж полным»» (Абу Дауд, 1949; ибн Маджа, 3015; ат-Тирмизи, 889; ан-Насаи, 3016. Хадис достоверный. См. «Ируа уль-Гъалиль», 1067).

Сказал ибн аль-Мунзир: «Ученые единогласны в том, что стояние на ’Арафате является обязательным. У того, кто упустил это стояние, нет хаджа!» (аль-Иджма’, стр. 64).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Похожие новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.