Урок 23. Запрет половой близости либо соприкосновения со страстью в состоянии ихрама
8-й и 9-й махзураты ихрама – половая близость или соприкосновение со страстью.
Данные махзураты схожи, поэтому мы рассмотрим их вместе.
Половая близость (аль-джима’) — это соприкосновение половых органов мужчины и женщины. К половой близости также относится вхождение в задний проход, что является запретным.
Соприкосновение со страстью (аль-мубаашара) — это соприкосновение кожи мужчины с кожей женщины со страстью, однако если мужчина коснулся женщины без страсти, например если человек взял жену за руку во время тавафа, чтобы помогать ей и оберегать ее, то это дозволено и не является нарушением запретов ихрама.
Аллах Всевышний сказал: «Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (аль-Бакара, 197)
Под половой близостью в данном аяте имеется ввиду непосредственно половая близость, а также все что к ведет этому из слов и дел (например соприкосновение со страстью), а также разговоры о половой близости при женщине.
Также сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как пророк ﷺ сказал: «Тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда родила его мать» (аль-Бухари 1521, Муслим 3291)
Искупление за соприкосновение со страстью
Тот кто совершил соприкосновение со своей женой со страстью, например взял ее за руки, поцеловал и т.п., то он нарушил махзурат ихрама. Однако что ему будет за это?
Ученые говорят, что здесь два исхода:
1. Если НЕ произошло семяизвержение
На таком человеке нет ничего за это, однако ему необходимо просить прощения у Аллаха, так он совершил харам.
2. Если произошло семяизвержение
Если в результате соприкосновения у мужчины вышла сперма или у женщины вышла жидкость (с которой знакомы женщины), то в этом вопросе есть разногласие среди ученых:
1) Некоторые ученые, сделав аналогию с половой близостью, сказали, что если это произошло до частичного выхода из ихрама, то хадж становится недействительным, т.к. здесь есть страсть, так же как и в половой близости, а также произошло семяизвержение, поэтому так же как половая близость, совершённая до частичного выхода из ихрама делает хадж недействительным, так же и соприкосновение со страстью и семяизвержением делает хадж недействительным.
2) Более правильным мнением является то, что хадж не становится недействительным, по причине отсутствия доводов, а также по причине неправильной аналогии первой стороны. Ведь известно, что если мужчина совершит половую близость с посторонней женщиной (зина), то за это полагается наказание в виде ударов плетью. Однако если он не совершил с ней половую близость, но касался ее различным образом и это вызвало семяизвержение, в этом случае он не получает наказание плетью.
Однако в случае семяизвержения ему необходимо совершить искупление (фидия) на выбор — принести в жертву овцу беднякам Мекки, либо накормить 6 бедняков, либо поститься 3 дня, т.к. это пришло от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими.
Искупление за половую бизость
От самого посланника Аллаха ﷺ не сообщается, чем именно обязан человек совершивший половую близость или прикосновение со страстью в состоянии ихрама, однако это сообщается в достоверных рассказах от некоторых сподвижников.
1. Если половая близость произошла до стояния на ‘Арафате
В таком случае, хадж портится (становится недействительным), по единогласному мнению ученых, и ему становится обязательным закончить обряды хаджа, принести в жертву верблюда, совершить хадж повторно при первой же возможности, а также покаяться перед Аллахом.
2. Если половая близость произошла после стояния на ‘Арафате, но до частичного выхода из состояния ихрама
В таком случае, хадж человека портится, по мнению большинства ученых, и ему становится обязательным закончить обряды хаджа, принести в жертву верблюда, совершить хадж повторно при первой же возможности, а также покаяться перед Аллахом.
Передает ‘Амр бин Шу’айб от своего отца (Шу’айба), который сказал: «Один мужчина пришел к ‘Абдулле ибн ‘Амру, спрашивая его о паломнике, совершившем в состоянии ихрама половую близость с женой, и ‘Абдулла ибн ‘Амр указал ему на ‘Абдуллу ибн ‘Умара, сказав: «Отправляйся к нему и спроси». Но этот человек не знал ибн ‘Умара, поэтому я (Шу’айб) отправился с ним, и он спросил ибн ‘Умара, на что ибн ‘Умар ответил: «Твой хадж стал недействительным», на что этот человек сказал: «И что же мне делать?», ибн ‘Умар ответил: «Отправляйся вместе с людьми и делай то же самое, что и они, а если застанешь следующего года, то соверши хадж и жертвоприношение (искупительное)». Затем этот человек вместе со мной вернулся к ‘Абдулле ибн ‘Амру и рассказал ему все, на что ‘Абдулла ибн ‘Амр сказал: «Отправляйся к ибн ‘Аббасу и спроси его». И я отправился с ним к ибн ‘Аббасу и он спросил ибн ‘Аббаса, на что он ответил так же, как и ибн ‘Умар. Затем мы вернулись к ‘Абдулле ибн ‘Амру и этот человек, рассказав ему о том, что сказал ибн ‘Аббас, спросил: «А что же ты скажешь?», на что ‘Абдулла ибн ‘Амр ответил: «Я думаю так же, как и они!»» (аль-Хаким 2/65; аль-Байхакы 5/167)
Из этого рассказа мы видим, что 3 сподвижника сошлись на том, что совершение половой близости в состоянии ихрама влечет за собой следующие последствия:
1. Хадж становится недействительным
2. Необходимо закончить до конца все обряды хаджа
3. Необходимо принести в жертву верблюда
4. Необходимо совершить хадж на следующий год или при первой же возможности
Также слова «Отправляйся вместе с людьми и делай то же самое» указывают на то, что половая близость произошла до частичного выхода из состояния ихрама.
Также из этого рассказа становится ясным, что в вопросе половой близости нет разницы между совершением преднамеренно, совершением по незнанию или совершением по забывчивости, ведь никто из сподвижников не уточнил, произошло это умышленно или по незнанию или по забывчивости.
Если паломник совершил половую близость до частичного выхода из ихрама, но успел совершить все рукны хаджа, то его хадж не портится, однако на нем обязанность искупления подобно тому, кто совершил близость после частичного выхода из ихрама.
3. Если половая близость произошла после частичного выхода из состояния ихрама
В таком случае, по единогласному мнению ученых, хадж человека не портится, однако на паломнике обязанность искупления — принести в жертву верблюда, которого будет достаточно для его и жены, т.е. нет необходимости каждому приносить в жертву верблюда, т.к. ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал относительно того, кто совершил половую близость с женой после частичного выхода из состояния ихрама : «Приносят в жертву одного верблюда на двоих, и нет им необходимости совершать хадж повторно» (ад-Даракутни, аль-Байхакы, аль-Альбани назвал хадис достоверным)
Также им необходимо выйти на территорию аль-Хиль и войти в состояние ихрама повторно (с целью совершения умры). Доводом на это являются слова ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими: «Тот кто совершил близость с женой до совершения тавафа аль-Ифада, пусть совершит умру и принесет в жертву искупление» (Малик, аль-Байхакы, аль-Альбани назвал хадис достоверным)
Половая близость в умре
1. Если половая близость в умре произошла до совершения тавафа или са’и:
1) Умра становится недействительной
2) Необходимо закончить ее, даже если она испорчена
3) Необходимо совершить другую умру вместо нее.
4) Принести в жертву овцу и раздать мясо беднякам аль-Харама
5) Необходимо просить прощения у Аллаха
2. Если половая близость в умре произошла после совершения тавафа и са’и:
В этом случае умра не портится, однако необходимо совершить искупление — принести в жертву овцу и раздать мясо беднякам аль-Харама
Все искупления за половую близость обязательны как для мужчины, так и для женщины. Однако если половая близость была по принуждению, то с женщины спадает обязанность искупления.